otveti.org»Толкование Библии»Книга Пророка Даниила»4 глава

Толкование Библии, Книга Пророка Даниила 4 глава

В. Второй сон Навуходоносора (глава 4)

1. ВИДЕНИЕ ДЕРЕВА (4:1-15)

а. Царь видит сон и требует истолкования его (4:1-4)

Дан. 4:1-4. Навуходоносор как бы подчеркивает, что второе загадочное сновидение, посетившее его десятилетия спустя после первого, устрашило его тем более, что, явившись внезапно в дни благоденствия, т. е. в годы мирного правления, навело на тягостные размышления, ибо царь осознал, что сон этот, как и тот, первый, - вещий. Навуходоносор вновь обратился к своим "тайноведцам", несмотря на то, что в случае первого сна они оказались несостоятельны. Возможно, царь надеялся, что, поскольку содержание этого сна он перескажет им, то истолковать его мудрецам удастся. Но они не сумели объяснить значение сна царю.

б. Даниил объясняет сон царю (4:5-15)

Дан. 4:5-9. То обстоятельство, что царь "напоминает" о вавилонском имени Даниила - Валтасар - по имени вавилонского бога (Бела, или Мардука), свидетельствует: в своих богов, несмотря на признание им превосходства Бога евреев (глава 3), Навуходоносор по-прежнему верил. Он был, как и большинство людей его времени, политеистом, и Иегова был в числе богов, которых он признавал (2:47; 3:28-29).

Главою мудрецов Навуходоносор называет Даниила не потому, что это было его официальным титулом, а в знак признания им того, что мудрость Даниила, в котором живет дух святого Бога, превосходит мудрость халдейских мудрецов.

Важно заметить, что дерево символизировало в сознании древних человека и его жизнь. Могучее, раскидистое - человека сильного, великого, зеленеющее - человека преуспевающего, а иссохшее - того, который потерял все (здоровье, имущество, власть). Наконец дерево срубленное означало человека, чьей жизни пришел конец (Пс. 1:3; Иер. 17:8; сравните с Ам. 2:9). О том, что дерево, "увиденное" Навуходоносором, было образом самого царя, свидетельствуют стихи 12-13 в этой главе: у корня дерева отнимается сердце человеческое, а, вместо него, ему дается звериное сердце.

Дан. 4:10-11. И видел царь, как нисшел на землю небесный Посланник, повелевший срубить дерево и обрубить ветви его и отрясти листья с него, а плоды его, от которых питались многие звери и птицы, разбросать по земле.

Дан. 4:12-13. Очевидно, последняя часть его сна вызвала у царя инстинктивное чувство ужаса: оно достигло бы предела, если бы царь сразу догадался, что дерево и происходящее с ним - это он сам и то, что ожидает его в ближайшем будущем. Надо думать, что, слушая толкование сна Даниилом, царь и проникся беспредельным страхом: ведь он был о грядущем безумии его, которое продлится семь времен (вероятно, семь лет). Тяжелое психическое заболевание действительно поразило могущественного вавилонского царя.

Дан. 4:14-15. Религиозным представлениям Навуходоносора вполне соответствовала такая "деталь", как появление в его сне Бодрствующих и Святых, произносящих "суд" от имени Всевышнего. Это были низшие божества, или боги-советники Бела (Мардука), верховного бога вавилонян. На некоторых вавилонских памятниках встречаются изображения сцен суда: в центре Бел, главный судья, а вокруг него советники (божества низшего ранга).

2. ТОЛКОВАНИЕ ВИДЕНИЯ (4:16-24)

Дан. 4:16. Даниил, которому открылся смысл сна, пришел в такое сильное волнение ("изумление"), что около часа не мог говорить. Ибо значение его было столь страшным, что несчастному царю впору было пожелать его своим ненавистникам и врагам. Видя состояние Даниила, Навуходоносор ободрил его и повелел говорить (может быть, имея в виду, что лично Даниилу за объявление ужасной вести ничего не грозит).

Дан. 4:17-19. Повторив вслед за Навуходоносором описание дерева, увиденного им во сне, Даниил объявил, что дерево - это он, могучий царь, чья власть достигла краев земли, а величие - небес.

Дан. 4:20-22. И далее он стал изъяснять значение сна шаг за шагом. Заболевший царь будет удален из дворца (отлучен от людей) и на протяжении семи лет будет жить среди домашнего скота и питаться вместе с ним. Он будет скован цепями (чтобы не навредить себе и другим). Психическое заболевание, поразившее Навуходоносора, известно и в наши дни: оно называется ликантропией. Страдающий им человек воображает себя животным и действует, ведет себя так, как если бы в самом деле был им.

Даниил объявляет о назначении страшного сна, которое открылось и самому Навуходоносору (сравните со стихом 14); оно в том, чтобы и сам он и все живущие познали, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет.

Дан. 4:23-24. Но царство сохранится за Навуходоносором, продолжал Даниил, оно не будет искоренено - с одним, однако, условием: гордому царю надо познать, что власть небесная выше любой земной власти, в том числе его власти.

Призыв Даниила к царю искупить грехи свои милосердием подразумевал, что исполнение небесного суда может быть удержано или отложено в случае раскаяния виновного или виновных (книга Пророка Иона).

3. ИСПОЛНЕНИЕ ВИДЕНИЯ (4:25-30)

Дан. 4:25-30. После истолкования сна Навуходоносору было отпущено еще 12 месяцев "благополучной жизни", на протяжении которых он, однако, не познал, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет (стихи 22,29). Более того: горделивые слова царя (стих 27) прозвучали как бы прямо вопреки предупреждению Даниила. Разве не я построил величественный Вавилон в славу моего величия! - восклицает Навуходоносор.

Рассуждая по-человечески, действительно он. Историки свидетельствуют, что большую часть своих несметных богатств этот царь употребил на строительство и украшение своей страны и в особенности ее столицы. При нем построены были новые наружные стены ее, общая длина которых составляла 513 кв. километров. А знаменитые висячие сады, украшавшие царский дворец на западном берегу р. Евфрат? А каналы, прорытые по указу Навуходоносора с целью защитить царство от разливов Евфрата! А многочисленные храмы многочисленным богам Вавилона!

Но до того момента, который отражен в стихе 27, Навуходоносор, язычник, почитавший, как и все язычники, более других божеств свое верховное божество (для Навуходоносора это был Бал, Мардук), приписывал свои достижения не себе, а покровительству и помощи "главы богов" (о чем прямо свидетельствуют вавилонские клинописи).

Теперь же, несмотря на то, что Даниил в своем пророческом истолковании его сновидения подчеркнуто объявил царю, что не монархи, а Всевышний царит над миром, Навуходоносор, в охватившей его безмерной гордыне, как бы забыл об этом. Наказание последовало незамедлительно. Еще звучала в устах царя надменная его речь, как раздался голос с неба, объявивший, что царство отнимается от Навуходоносора. Тотчас и исполнилось это слово над ним, читаем далее; следует описание вида и состояния царя, пораженного ликантропией (стихи 29-30).

В сущности, отрицание божественной власти над миром уже есть следствие потери здравого смысла. В случае Навуходоносора эта "потеря" была утверждена и продлена волей Божией на "семь времен". (В одной из вавилонских надписей говорится, что Навуходоносор (вообразивший себя быком) был отстранен от власти на четыре года; таинственные "семь времен", как уже говорилось, чаще понимают как семь лет, но это может быть указанием и на некое время библейской полноты: некоторые из "отцов Церкви" читают "семь времен" как три с половиной года.)

4. ВЫЗДОРОВЛЕИЕ ЦАРЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕГО НА ТРОНЕ (4:31-34)

Дан. 4:31-34. Так или иначе, по прошествии "семи времен", как и предрек Даниил, разум к Навуходоносору возвратился (заметим, кстати, что и по свидетельству современных медиков случаи исцеления от ликантропии известны). Но это был уже разум, угодный Всевышнему. Ибо с ним к Навуходоносору пришло осознание ничтожности любого человека, в том числе и такого могущественного монарха, как он, Навуходоносор, перед Царем Небесным.

Безумие гордыни сделалось для него очевидным. Он осознал, что с ним, безмерно ею проникшимся, Бог поступил по заслугам. Убедившись в справедливости откровения, полученного им от Даниила (стих 14), царь благословил, восхвалил и прославил Всевышнего, Который поразил, но и исцелил его и возвратил ему царство его.

Последние четыре стиха главы, в которых снова говорит царь, воспринимаются как своего рода манифест с которым он обратился к подданным, когда вновь обрел разум. Исторических свидетельств о том, чтобы Навуходоносор принял "Бога Даниила" как своего единственного Бога, нет. Но идея превосходства Всевышнего как над всем "воинством небесным", так и над всем "живущим на земле", вполне утвердилась в просветлевшем сознании монарха. То обстоятельство, что язык "манифеста" весьма напоминает язык некоторых псалмов (к примеру, Пс. 144:13) и многих мест в книге Исани (Ис. 24:21; 40:17; 43:13), склонны объяснять тем, что к составлению его был причастен Даниил.

Смирение Богом языческого монарха Навуходоносора представляется пророческим в контексте всего домостроительства Божиего. Подавлять гордыню земных правителей (как и вверенных им народов!) - дабы осознали они в конце-концов превосходство Всевышнего во всех сферах бытия - является, по-видимому, целью Его. Одним из "назначений" дней великой скорби, которые непосредственно будут предшествовать возвращению на землю Христа, явится именно это.

В заключение Божиего суда, как описан он в книге Откровение (главы 6-19), Иисус Христос, победоносный Всадник на белом коне, спустится с небес, чтобы покорить Себе народы. И затем Ангел провозгласит, что "царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков" (Откр. 11:15).

Целью суда Божиего над Навуходоносором было заставить его склониться перед Божией властью, и это можно рассматривать как прообраз суда, который Всевышний совершит над народами - с тем, чтобы заставить их склониться перед высшим авторитетом Его абсолютной правды и вечной справедливости.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта