otveti.org»Толкование Библии»Книга Екклесиаст»1 глава

Толкование Библии, Книга Екклесиаст 1 глава

I. ВСТУПЛЕНИЕ: О ТЩЕТЕ ВСЕХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ УСИЛИЙ (1:1-11)

А. Вводная надпись (1:1)

Она характерна и для других произведений ветхозаветной литературы мудрости (сравните, к примеру, с Прит. 1:6; 30:1; 31:1). О предполагаемом авторстве книги подробно сказано во Вступлении.

Б. Тема: Все суета (1:2)

Еккл. 1:2. Пятикратно, с самого начала, повторенным им словом суета (евр. хебел), включая дважды произнесенную фразу суета сует, автор подчеркивает, что все, о чем он поведет речь дальше, представляется ему крайне ничтожным, лишенным всякого смысла (упомянутое хебел, от халдейского хабал, что значит "испаряться, исчезать, подобно дыму", это, собственно, и означает). Примечательно, что "суетными" (в значении "лишенными для человека какой-либо пользы") неоднократно называются в Ветхом Завете языческие боги (к примеру, Втор. 32:21; Иер. 14:22).

Итак, "все суета", провозглашает Екклесиаст в стихе 2, но из стиха 3 следует "ограничение" этого "всего" тем, что делает человек, всякий живущий "под солнцем".

В. Раскрытие темы на основании происходящего в природе и жизни (1:3-11)

Автор раскрывает ее, провозглашая недолговечность всего, что достигается человеческими усилиями. И начинает с "напоминания" о непрестанной смене человеческих поколений. Глубокой поэтической печали исполнены его слова "Род проходит, и род приходит" (стих 4), как и слова о вечном круговращении в природе (стихи 5-7).

1. ТЕЗИС: В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ НЕТ ЧЕЛОВЕКУ ПОЛЬЗЫ ОТ ТРУДОВ ЕГО (1:3)

Позднее (3:11) Екклесиаст скажет, однако, что все происходящее "под солнцем" - прекрасно и происходит "в свое время", потому что направляется Провидением. Тут нет противоречия. Но подтверждение той мысли, что о "суетности" Екклесиаст говорит применительно к человеческой деятельности, подразумевая попытки людей достичь полного, абсолютного счастья (итрон), любые их стремления постичь планы Божии и смысл своего пребывания на земле.

Риторический вопрос Что пользы? которым начинается стих 3, - излюбленный автором литературный прием; он прибегает к нему (в разных вариантах) неоднократно (сравните 2:2; 3:9; 6:8,11-12 и т. д.). В этом стихе он ставит его (предполагая, как всегда, отрицательный ответ) применительно к "пользе трудов человеческих"

2. ОБОСНОВАНИЕ ТЕЗИСА: БЕСКОНЕЧНОЕ КРУГОВРАЩЕНИЕ ВСЕГО (1:4-11)

Постоянно сменяющие друг друга роды (поколения) человеческие (стих 4) на фоне непрестанного монотонного движения в природе (стихи 5-7). Могут ли люди "трудами своими" изменить что-либо в этом порядке вещей, чтобы достичь для себя чего-то прочного и надежного, приносящего истинное удовлетворение!

Еккл. 1:4. Эфемерность человеческого существования особенно ощутима при сравнении с вечным бытием земли.

Еккл. 1:5-7. Однако и в природе все движется, и одно приходит на смену другому. И однообразное движение "всего и вся" тоже представляется автору лишенным определенной цели: оно не производит в мире никаких перемен и лишь повторяет и повторяет себя. Река всегда текут по одному пути (такой перевод 2-ой части стиха 7 правильнее) и наполняют море, которое никогда не переполняется. Один и тот же путь вновь и вновь проходит солнце, монотонны в движении своем ветры.

Еккл. 1:8-11. На основании еврейского звучания первой фразы стиха 8 многие толкуют его в том смысле, что все слова бессильны передать однообразие движения вещей, которое постоянно совершается вокруг человека, побуждая его смотреть и слушать и никогда не давая насытиться зрению его и слуху. Но как происходящее в природе не приводит ни к чему новому, так и человек - как бы ни стремился к этому - ничего нового деятельностью своей под солнцем не достигнет (стих 9). Ему только кажется, что, вот, это нечто… новое, но кажется лишь потому, что прежнее (события и свершения прежних лет, как и люди, жившие прежде) забыто, как позабудут и нынешнее люди, которые будут после (стихи 10-11).

По мнению некоторых комментаторов, Екклесиаст не столько отрицает здесь творчество людей как таковое, сколько полную новизну открытий и свершений человеческих. Относительность же этой новизны подтверждают, пожалуй, и такие "последние" достижения, как открытие Америки и полеты космонавтов на Луну. Казалось бы, события мало схожие, но ведь оба они есть открытие и исследование отдаленных мест сопряженные с жаждой неизведанного и любовью к риску.

Или, скажем, изобретение динамита, а впоследствии - создание атомной бомбы. Их роднит открытие "взрывных реакций". Таким образом то, что верно относительно природы, - постоянная "повторяемость" происходящего или уже бывшего, верно и в отношении человеческой деятельности. Наблюдая это неописуемо однообразное движение вещей ("пребывание вещей в труде"; стих 8), Екклесиаст приходит к выводу, что ничто на земле не способно принести истинного чувства удовлетворения.

II. ТЩЕТНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНА НА ОПЫТЕ (1:12 - 6:9)

Через весь этот большой раздел "проходит", постоянно повторяясь, фраза "суета и томление духа". Представляется, что в 4:4 она вводит некий новый раздел, Но во всех остальных случаях "формулой" этой отмечается конец определенного раздела и выражается отрицательный "вердикт" автора в отношении занятий и дел человека (1:12-15), мудрости его (1:16-18; 2:12-17), поиска им удовольствий (2:1-11) и трудов его (2:18 - 6:9).

А. Свидетельство об этом личных наблюдений (1:12 - 2:17)

Четыре части этого раздела, в которых содержатся ссылки Екклесиаста на личный его опыт, связаны между собой попарно - повторением мотива мудрости и безумия, глупости (1:17; 2:12). Повторение это не случайно, ибо "посредством мудрости" автор на опыте познал, сколь не высока цена человеческих достижений (1:12-15), и сколь суетно стремление к комфорту и удовольствиям в этом мире (2:1-11).

1. "ВИДЕЛ Я ВСЕ ДЕЛА… И ВОТ, ВСЕ СУЕТА" (1:12-15)

Еккл. 1:12-15. В стихе 12 автор говорит от первого лица: Я, Екклесиаст (по другим переводам - "Учитель", "Проповедник"), и ссылается на то, что был царем… в Иерусалиме (сравните со стихом 1). Исторический Соломон познал, имея полноту власти, несметные богатства и мудрость от Бога, все возможное для человека счастье. Обращение Екклесиаста к "опыту Соломона" есть таким образом обращение к опыту, "заслуживающему наибольшего доверия".

Он пропускает этот опыт через свое Богом просвещенное сознание и осмысляет его философски, посредством своей мудрости (стих 13; 2:3), но и на основании своего личного опыта. И приходит к выводу (стих 14), что и для познавшего (как Соломон) совершенное человеческое счастье, все дела людские, какие делаются под солнцем - суета и томление духа (на основании лингвистического анализа текста равнозначным переводом последней фразы принято считать "и погоня за ветром"). В стихе 13 он говорит о том, что самое исследование всего происходящего под небом - тяжелое занятие, стремление к которому вложено, однако, в "сынов человеческих" Богом, чтобы они упражнялись. Занятие это тяжело (возможный перевод - "неприятно"), потому что убеждает в несостоятельности усилий человека изменить порядок вещей в природе или усовершенствовать собственную природу (иносказательно выраженя стих 15 "Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать".

2. МУДРОСТЬ ЛИШЬ УМНОЖАЕТ СКОРБЬ (1:16-18)

Еккл. 1:16-18. Итак, вся мудрость даря Соломона, мудрейшего из царей израильских (в образ которого входит Екклесиаст) не принесла ему утешения. Он понял, что мудрость не много имеет преимущества перед безумием и глупостью, ибо, приводя к неутешительным выводам (выше) относительно всего, что наблюдает мудрец на земле, она лишь умножает его скорбь. Во многой мудрости много печали…


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта