Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Екклесиаст»8 глава

Толкование Библии, Книга Екклесиаст 8 глава

3. БОЖИЕ ВОЗДАЯНИЕ - ЗАГАДКА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА (глава 8)

Еккл. 8:1. Снова возвращается Екклесиаст к преимуществам, которые даются мудростью: кто понимает значение вещей столь глубоко, как понимает его мудрый, на котором мудрость оставляет печать благости и мира, просветляя и лице его!

Еккл. 8:2-4. Мудрому (подразумевает автор) следует быть лояльным по отношению к царю - прежде всего во исполнение клятвы верности, которую он дал ему пред Богом (о клятве такого рода к примеру, в 4-Цар. 11:17), а также в свете его непререкаемой власти (выражающая эту идею в стихе 4 фраза кто скажет ему: "что ты делаешь"? в Иов. 9:12 употреблена по отношению к Богу; сравните с созвучной ей (и тоже относящейся к Богу) в Ис. 45:9). Фраза Не спеши уходить от лица его (стих 3) по-еврейски звучит как призыв не покидать службы у царя (сравните с 10:4). И не защищай худого дела (так звучит в англ. переводах вторая фраза в стихе 3) подразумевает: не принимай сторону тех, кто бунтует против царя.

Еккл. 8:5-8. Под "заповедью" в стихе 5 более всего понимается "слово царское" (стих 2) и "слово царя" (стих 4), т. е. изданные царем законы. Хотя развивая свои мысли, Еккслесиаст по-видимому, придает заповеди расширительно-нравственное значение. Итак, мудрый человек, соблюдающий заповедь, предохранит себя от зла, потому что он живет, сознавая, что всему есть время и устав (т. е. что все совершается соответственно установленному порядку и подлежит суду в свое время; словом "устав" передано еврейское "суд"). И не пытается "плыть против течения".

Люди же в массе своей, мудростью не отличающиеся, не понимают того, что понимает "мудрый", продолжает Екклесиаст и поэтому подвергают себя "великому злу" (стих 6). Ибо они вступают в бесплодную борьбу (стих 8) с порядком вещей, назначения которого не понимают и изменить не могут (как не предвидят и того чем завершатся затеянные ими предприятия; стих 7). В первой части стих 8 - образ бессилия человека перед не им установленными законами жизни; к каким бы нечестивым (противозаконным) методам в… борьбе с ними он ни прибегал, они не спасут нечестивого.

Еккл. 8:9. Все это… видел Екклесиаст наблюдая цела, какие совершаются под солнцем. Среди них и такое, когда человек властвует над другими во зло им. Бывает и такое время, печально констатирует он.

Еккл. 8:10. Да, многих нечестивых побуждает творить зло безмерное властолюбие, присущее им. И честолюбие. Да, они достигают земной славы. И не страшатся приходить в храм (в переводах книги Екклесиаста на англ. язык первая часть стих 10 читается так: "Видел я, как хоронили нечестивых, которые прежде приходили к святому месту и отходили от него"), чтобы "задобрить" Бога своими жертвоприношениями, которые, не будучи искренни, "мерзость" в глазах Его. Но суетны и жизнь и кончина их, размышляет Екклесиаст наблюдавший, как вскоре после их погребения нечестивых забывали в городе, где они творили зло.

Еккл. 8:11-14. Тема справедливого воздаяния за добро и зло, и загадочность действия этого принципа в жизни снова звучит в этих стихах. От того, что не скоро совершается суд над худыми делами, размышляет Екклесиаст люди не боятся делать зло. Но его собственная вера в конечное осуществление воздаяния остается непоколебимой. Его решительно звучащее в стихе 12, но относящееся и к стих 13, я знаю в этом контексте свидетельствует именно о факте веры, а не о том, что познано было на опыте.

Сколько зла ни совершит грешник, непрочными и скоропреходящими будут успехи того, кто не благоговеет пред Богом. И, напротив, благо будет боящимся Бога. Судя по фразе недолго продержится грешник (стих 13), Екклесиаст подразумевает воздаяние в пределах земной жизни. Непонятные ему "сбои" в действии закона воздаяния на земле, как бы нелогичность в осуществлении его (стих 14), Екклесиаст называет "суетой" именно в значении непонятности, загадочности их для человека.

Еккл. 8:15-17. Примириться с этой загадочностью, как примирился с ней он сам, зовет Екклесиаст людей, вновь возвращаясь к утверждению, что нет лучшего для человека под солнцем (сравните с 3:11-13; 7:14а), как радоваться повседневными "малыми радостями", даруемыми ему Богом в облегчение трудов его. Ибо постигнуть смысла и назначения Божиих дел, которые делаются под солнцем… человек, даже и мудрец, сколько бы… ни трудился в исследовании их, не может.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта