Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Неемия»6 глава

Толкование Библии, Книга Неемия 6 глава

3. Реакция Неемии па попытки подстроить ловушку ему лично (6:1-14)

I. ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ЗАГОВОРЩИКОВ: НАМЕРЕНИЕ УСТРАНИТЬ НЕЕМИЮ ИЛИ ДИСКРЕДИТИРОВАТЬ ЕГО (6:1-4)

Неем. 6:1-4. Когда дошло до слуха врагов иудеев, среди которых "первую скрипку" играли Санаваллат, Товия и Гешем Аравитянин, что строительство стены завершено, и осталось лишь вставить двери в ворота, они предприняли новую серию злокозненных попыток помешать тому, ради чего пришел в Иерусалим Неемия. На этот раз они действовали хитрее, сосредоточив свои "усилия" на Неемии лично. Целью их было физически устранить его или, на худой конец, подорвать его авторитет в среде иудеев.

Не приходится сомневаться в том, что именно для этого они… четыре раза присылали за Неемией нарочных с приглашением прийти к ним на переговоры в одно из сел на равнине Оно (возможно, названной так по находившемуся там одноименному городу; 1-Пар. 8:12; Езд. 2:33; Неем. 7:37; 11:35). Предполагаемая встреча должна была состояться неподалеку от Лода и километрах в 40 на северо-запад от Иерусалима. Как можно видеть на карте "Самария и Иудея в "постссыльную" пору" (в комментариях на Езд. 2) город Оно находился близ границы с Самарией, откуда родом был Санаваллат.

На первый взгляд могло показаться, что он и его сообщники искали мира с Неемией, но их действительным намерением было сделать ему зло. Почему бы им было "приглашать" его так далеко от Иерусалима, где в нем была постоянная нужда? В своем неоднократно повторенном отказе прийти к ним Неемия на это и ссылается (стихи 3-4), терпеливо ожидая, пока неприятели обнаружат свои истинные планы. И они обнаружили их, когда в пятый раз явился к Неемии слуга Санаваллата с письмом от него.

2. ВТОРАЯ ПОПЫТКА ЗАГОВОРЩИКОВ: ВОЗВЕДЕНИЕ КЛЕВЕТЫ НА НЕЕМИЮ (6:5-9)

Неем. 6:5-7. Здесь неприятели меняют тактику в надежде "выманить" Неемию из Иерусалима. В незапечатанном письме Санаваллата (да узнают все, о чем говорится в нем!) содержались очень серьезные обвинения против Неемии, которые, по мысли его врага, должны были заставить вождя иудеев прийти на "совещание" в Оно. Слух носится у народов, говорилось в этом письме, что Иудеи задумали отпасть от Артаксеркса и поставить над собой его, Неемию, и что он уже и пророков назначил, которые готовы провозгласить его царем.

Смотри, это быстро дойдет до царя Артаксеркса, угрожал Санаваллат, так что лучше тебе прийти и "обговорить" возникшую ситуацию с нами. Санаваллат, помимо всего прочего, надеялся, что, узнав о содержании его "открытого письма", евреи перепугаются и "отступятся" от своей стены, не вставив "двери в ворота".

Доля истины могла содержаться в письме. Не исключено, что кто-то из религиозных вождей Иудеи мог увидеть в появлении Неемии осуществление ветхозаветного предсказания о грядущем Мессии. Тем опаснее и лицемернее звучало послание Санаваллата (ведь в нем как будто бы выражалось желание помочь Неемии в скверных обстоятельствах, и одновременно читалась уверенность: теперь-то страх побудит его прийти в Оно!).

Неем. 6:8-9. Ответ Неемии врагам свидетельствовал как о личной храбрости его, так и о неизменном уповании его на Бога. Те, кто шантажировали его, рассчитывали на то, что "опустятся руки иудеев от дела сего (в значении "отрешатся они от своих планов достраивать стену"), и оно не состоится". Окончание стих 9 в англ. переводе звучит несколько иначе чем в русском. Неемия не "сам" укрепил руки свои, но просил, чтобы Бог укрепил их ему, т. е. дал ему силы преодолеть все препятствия.

3. ТРЕТЬЯ ПОПЫТКА ЗАГОВОРЩИКОВ: ПОДКУП И КОВАРСТВО (6:10-14)

Неем. 6:10-14. Последняя попытка разделаться с Неемией отличалась особым коварством: его решили заманить в храм, куда, не будучи ни священником ни левитом, он, согласно закону, входить не имел права (Чис. 3:10; 18:7). Очевидно, Шемаия, к услугам которого, подкупив его (стих 13), прибегли враги Не-емии, был из числа пророков, настроенных против него ("воздай и им, Господи (наряду с другими врагами моими) за то зло, которое они чинили мне", вот смысл молитвы Неемии в стихе 14).

По какой-то причине пришел Неемия в дом Шемаии (возможно, тот позвал его, чтобы сообщить, заперев двери (стих 10), о чем-то "крайне важном"). Якобы от имени Иеговы (слово пророчески в стихе 12) Шемаия возвестил Неемии, что этой ночью… придут убить его. Беря на себя роль его "спасителя", пророк предложил Неемии вместе с ним "запереться внутри храма", чтобы убийцы не могли напасть на него. Но Неемия разгадал игру своих врагов, он понял, что не Бог послал Шемаию, и что те хотят "устрашить" его и толкнуть на согрешение.

Пристало ли мне, областеначальнику, спасать в храме свою жизнь? К лицу ли мне бежать от угрожающих мне? - вот смысл слов Неемии в стихе 11. В самом деле, как бы смотрели на своего высшего начальника верующие иудеи, если бы узнали, что он преступил одно из постановлений Божиих!

И. Завершение Неемией порученного ему дела (6:15-19)

Неем. 6:15-19. Итак, стена была построена в пятьдесят два дня; работы окончились в двадцать пятый день месяца Елула, т. е. примерно 20 сентября 444 года до Р. Х. Напомним, что горестные вести из Иудеи Неемия получил в ноябре-декабре (месяц Кислев) предыдущего года (Неем. 1:1), а в марте-апреле (месяц Нисан) 444 года изложил свою просьбу царю Артаксерксу (2:1). Как уже говорилось, путь Неемии в Иерусалим продолжался 2-3 месяца (дольше чем строилась стена).

Дело, которое совершил Неемия, было угодно Богу, и даже неприятели иудеев, весьма приунывшие (стих 16), осознали это.

Из последних стихов этой главы видно, что Товия аммонитянин, одни из сильных врагов Неемии, был весьма вхож в среду иудеев и пользовался среди них немалым влиянием. (Возможно, он представлял какие-то интересы остававшихся в Палестине жителей Израильского царства.) Обращает на себя внимание то, что этот человек, как и сын его Иоаханан, носили чисто еврейские имена. На этом, в частности, основании высказывается предположение, что Товия был кровно связан с одним из колен израильских, не говоря уже о брачных узах, связывавших его с иудеями.

Он был зятем Шехании, сына Арахова (Езд. 2:5), а невестка его была дочерью Мешуллама, сына Верехии (этот Мешуллам занят был при возведении стены на двух строительных участках; 3:4,30). Слова о клятвенном союзе, связывавшем Товию со многими в Иудее, возможно, свидетельствуют о том, что в Израиле и Иудее при породнении посредством браков новые родственники давали друг другу клятву о лояльности и взаимопомощи. Так, родственники Товии пытались расположить к нему Неемию, говоря ему о доброте Товии и пересказывая тому все, что отвечал Неемия (стих 19), но сам Товия не оставил своих попыток устрашить губернатора Иудеи.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта