Толкование Библии, Книга Неемия 13 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Неемии
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
1. ОТДЕЛЕНИЕ ИНОПЛЕМЕННИКОВ ОТ ИЗРАИЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА (13:1-3)
Неем. 13:1-3. В тот день не связано по времени и смыслу с повествованием предыдущей главы, но относится ко времени повторного возвращения Неемии в Иерусалим, как следует из 13:4-7. Хотя возможно, что упоминаемое в стихе 1 чтение из книги Моисеевой (из дальнейшего ясно, что читалось Второзаконие-23:3-5) происходило до возвращения Неемии (начало стих 4 "А прежде того" и далее).
Аммонитяне и моавитяне сопротивлялись продвижению израильтян в землю ханаанскую, и моавитяне даже наняли против Израиля Валаама, чтобы проклясть его, но Бог, как известно, обратил проклятие в благословение (Чис. 22-25). Потому аммонитянам и моавитянам запрещено было "вхождение" в общество Божие (очевидно, в значении поклонения их в храме Иеговы и вступления израильтян в брачные союзы с ними). Все это и было приведено народу на память не только словом (чтением закона), но и делом (13:4-9,23-28).
2. СТОЛКНОВЕНИЕ ИЕЕМИИ С ТОВИЕЙ (13:4-9)
Неем. 13:4-5. Вернувшийся в Иерусалим Неемия был неприятно поражен, когда обнаружил, что первосвященник Елиашив (3:1,20; 13:28) позволил Товии аммонитянину "обосноваться" в одном из складских помещений при храме, которое (большую комнату) специально отделал для него. Сказано, что этот аммонитянин, который к Неемии был настроен враждебно и противился возведению городской стены (2:10-19; 4:3,7; 6:1,12,17,19), был связан с иудейским первосвященником родственными узами. По всей вероятности, имелось в виду родство на брачной основе, которое связывало Товию со многими иудеями (6:17-18).
Итак, в отсутствие Неемии (13:6) Товия переселился на территорию храма; может быть, ему было это нужно, чтобы под видом споспешествования делу Божиему каким-то образом вредить ему.
Неем. 13:6-9. Артаксеркс назван здесь "Вавилонским царем" потому, что Вавилон входил тогда в состав Персидской империи. Сколько времени оставался в Иерусалиме Неемия, отпросившись туда у царя вторично, не известно. (Между прочим, примерно в то же время мог совершать свое служение в Иудее пророк Малахия; таблицу "Хронология событий так называемого "пост ссыльного" периода" - в комментариях на начало книги Ездра.)
Услышав о худом деле, совершенном первосвященником, Неемия был огорчен и разгневай; вероятно, его поразила и непоследовательность поведения Елиашива, который сам участвовал в восстановлении стены (3:1), а теперь вот поселил на территории храма того, кто так этому противился! Реакция Неемии была быстрой и непосредственной: он выбросил все… вещи Товиины вон из комнаты и велел очистить ее и смежные с нею помещения (тоже, вероятно, занятые Товией) - очистить церемониально или посредством окуривания (может быть, и то и другое), и внести в них прежние предметы, чтобы комнаты снова могли отвечать своему назначению.
3. СТОЛКНОВЕНИЕ НЕЕМИИ С ОФИЦИАЛЬНЫМИ ЛИЦАМИ В ИУДЕЕ (13:10-14)
Неем. 13:10. Может быть, вселение Товии в храм косвенно было связано с пренебрежением некоторыми иудеями теми обязательствами, которые они на себя взяли. Ибо, как узнал Неемия, левитам перестали аккуратно отдавать положенные им части (отчего и опустели складские помещения при храме!). Серьезным последствием такого отступления от Моисеева закона явилось то, что левиты и певцы… разбежались, чтобы работать на своих полях (Чис. 35:1-5). Не ясно ли, что в таких условиях у левитов гораздо меньше времени оставалось для их работы в храме, т. е. для совершения их духовного служения!
Неем. 13:11-14. Официальным лицам в Иудее Неемия сделал… выговор за то, что оставили дом Божий и попускают народу пренебрегать им. (Заметим, что и пророк Малахия обращался к той же проблеме; Мал. 3:8-10.) Не трудно догадаться, что в глазах Неемии все это выглядело тем более непростительным, что "начальствующие" перед лицом Бога и народа заверили своими подписями и печатями обязательство впредь никогда этого не допускать (Неем. 9:38; 10:14-29,35,37,39). "Мы не оставим дома Бога нашего", - заявили они (10:39б).
Во второй фразе стих 11 под словом их, по-видимому, подразумеваются левиты. Возвратив их на места их, Неемия назначил к кладовым четырех особо доверенных лиц, пользовавшихся доброй репутацией, - наблюдать за правильным распределением среди левитских семей хлеба, вина и масла (сравните стих 5 и 10:39), которые снова стали приносить… в кладовые… все Иудеи.
Молитва, к которой часто прибегал Неемия, во всем искавший помощи своего Бога и стремившийся делать угодное Ему, звучит в его устах и по завершении им этих усердных дел (стих 14; сравните стихи 22,29,31; 5:19; 6:14).
4. СТОЛКНОВЕНИЕ НЕЕМИИ С ТЕМИ, КТО НАРУШАЛ СУББОТУ (13:15-22)
Неем. 13:15-16. И еще одно письменное обязательство взяли на себя иудеи, обещая исполнять Божий законы; это было обязательство соблюдать субботу (10:31). Однако, вернувшись от царя Артаксеркса, Неемия обнаружил, что и этого обещания народ не исполняет. Как и во всякий другой день, в субботу работали иудеи на полях и в виноградниках и отвозили "всякий груз" в Иерусалим, и занимались куплей-продажей, в частности, покупали рыбу у финикийцев, живших в Иудее.
Неем. 13:17-22. И за это сделал выговор знатнейшим из народа Неемия, после чего предпринял целый ряд практических мер - во избежание в дальнейшем осквернения дня субботнего. Выговаривая начальникам, он напомнил им, что и за это зло покарал Бог отцов их, наведя на нас и на город сей все это бедствие (т. е. изгнание евреев на чужбину); Неемия подразумевал сказанное о нарушении субботы пророком Иеремией (Иер. 17:19-27).
Практические меры, предпринятые Неемией, были весьма действенны: в канун субботы (т. е. в пятницу после захода солнца) он повелел запирать городские ворота и не отпирать их раньше утра следующего после субботы дня. Стражу у ворот он усилил за счет собственных слуг, которые следили за тем, чтобы никакая ноша не проходила в Иерусалим в день субботний.
Некоторые торговцы попробовали раз - другой раскинуть свои шатры за городской стеной, видимо, в надежде на то, что потенциальные покупатели, воспользовавшись темнотой, проскользнут к ним и хоть что-нибудь да купят. Но Неемия недвусмысленно пригрозил им, что если они не прекратят собираться возле стены, то он употребит против них силу. И еще более укрепил стражу у ворот за счет левитов (сравните 11:19), дабы никем не была нарушена святость дня субботнего (окончание первой фразы в стихе 22). С того времени торговцы не приходили в субботу (стих 21).
5. СТОЛКНОВЕНИЕ НЕЕМИИ С НАРУШИТЕЛЯМИ ЗАКОНОВ О БРАКЕ(13:23-31)
Неем. 13:23-24. С нарушением еще одного письменного обязательства, данного иудеями, столкнулся Неемия, возвратившись в Иерусалим из Персии. А именно - с нарушением их обязательства не вступать в браки с иноземцами-язычниками (10:30; сравните Езд. 9:1-4; 10:44; Мал. 2:10-11). Неемии стало известно, что многие из народа взяли себе жен из финикийского города Ашдода (Азота), а также жен Аммонитянок и Моавитянок (толкование на Езд. 10:1-3).
Они поступили так, вопреки Моисееву закону, запрещавшему подобные браки (Исх. 34:12-16; Втор. 7:1-5). Дети от этих браков, замечает Неемия, не умеют толком говорить по-иудейски, а говорят на языках своих матерей. (Судя по тому, что дети эти уже говорили, смешанные браки, очевидно, заключались в Иудее еще до ухода Неемии в Персию.)
Неем. 13:25-27. В этой ситуации Неемия "выговором" не ограничился, но предпринял весьма решительные действия. "Проклинать" значило призывать на голову проклинаемого кары Господни. Не остановился Неемия и перед применением "физического воздействия" к провинившимся. Он бил их, рвал у них волоса (вероятно, рвал им бороды, а это означало для мужчины-иудея бесчестие; 2-Цар. 10:4, а также Ис. 50:6). При этом Неемия заклинал их во имя Божие не допускать этого нарушения закона впредь. Он напоминал им, что и Соломон - царь, какого не было у других народов, любимый Богом, введен был в грех языческими женами (3-Цар. 11:1-8).
Может смутить насильственный характер действий Неемии, который как будто бы не к лицу человеку Божиему, каким, он несомненно, был. Надо, однако, принять во внимание, как сильно переживал Неемия за свой народ, как боялся он, чтобы кары Божий вновь не пали на него, ибо по опыту еврейской истории он знал, что в глазах Бога этот грех - не простителен.
Неем. 13:28-29. Упоминаемый грех запятнал и священство Иудеи! Внук первосвященника Елиашива (3:1,20; 13:4) женился на дочери Санаваллата. Санаваллат (возможно, губернатор Самарии) был активным противником возведения иерусалимских стен (2:10,19; 4:1,7; 6:1-2,5,12,14). Вероятно, как и Товия (6:17-18; 13:4), он планировал, используя свои семейные связи, вредить делу Божию.
Неемия пишет, что прогнал внука Елиашива от себя (по всей видимости, тот, не пожелавший отказаться от своей жены, был изгнан из Иерусалима). Неемия просит Бога наказать его и, возможно, Санаваллата (Воспомяни им. Боже мой. По закону Моисееву брак священника с чужеземкой порочил священство, ибо только "девицу из народа своего должен (был) он (священник) брать в жену" (Лев. 21:14).
Неем. 13:30-31. Этот, как и другие грехи, в которые впадал Израиль (и о которых идет речь в последней главе), требовали церемониального очищения (Так очистил я их. Ревностные действия Неемии увенчались успехом: были восстановлены службы священников и левитов; народ вновь стал доставлять в храм положенные приношения в назначенное время (толкование на стихи 10-13).
В книге Неемии, где речь идет, в первую очередь, казалось бы, об устроении переселенцев в Иудее, о необходимости для них физической защиты от врагов, в еще большей мере подчеркивается их нужда в послушании слову Божиему, в противостоянии всеми силами греху, который затягивает в свою ловушку не только в случае открытого неповиновения Божиим указаниям, но и в случае небрежения ими, готовности идти на компромиссы.
Четырежды в этой главе обращается благочестивый вождь иудеев с молитвой к Богу. Молитвой заканчивается и книга его. В Библии дальнейших сведений о Неемии нет. Иосиф Флавий писал, что умер он, стяжавший великое уважение в народе, в глубокой старости.