Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Пророка Осии»6 глава

Толкование Библии, Книга Пророка Осии 6 глава

3. ПРЕДВИДЕНЬЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗРАИЛЯ (5:15 - 6:3)

Ос. 6:1-3. Это слова тех, кто в будущем станут в покаянии искать Господа, от Которого отпали в безумии своем отцы их.

О ревностном характере этого поиска говорит выражение с раннего утра. Израиль осознает целебность наказания Господня: Он уязвил - и Он исцелит нас (и далее).

Представляется, что во фразе Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас (стих 2) образно выражена мысль о краткости периода между "уязвлением" и исцелением. Но еще в древности некоторые исследователи Библии видели в ней намек на воскресение Иисуса Христа, полагая, что именно ее имел в виду апостол Павел, написавший коринфянам, что Христос "воскрес в третий день по Писанию" (1-Кор. 15:4); они исходили, в частности, из того, что соответствующей ассоциации - более ясной чем у Осии - нигде в ветхозаветных писаниях нет.

Осия жаждет пробудить в народе стремление познавать Господа и познать Его (стих 3), разумея не книжное, а сердечное познавание Иеговы - в любви, в практической жизни, в желании повседневно исполнять Его заповеди. Он сравнивает явление Его с утренней зарей, ибо в сознании пророка после мрака (ночи) грядущего бедствия (плена) придет (явится), подобно утру свет милости Его. И милость эта, в свою очередь, сравнивается с благодатными для урожаев дождями: ранними (подразумевается), т. е. с выпадающими в Палестине от ноября до марта, и поздними (идущими от середины марта до середины апреля). сравните с Втор. 11:13-15.

Б. Господь судится с Израилем - продолжение темы (6:4 - 11:1)

Тяжба Господа с Израилем подробно рассматривается в этих главах. Ударение делается на винах народа, прежде всего на вине неблагодарности. Но так же, как в предыдущем разделе, предъявление обвинения и возвещение наказания сменяется в конце этого раздела обещанием "восстановления" (11:8-11). Каждый из подразделов "вводится" прямым обращением к Израилю (6:4; 9:1; 11:8). О суде говорится иносказательно как о "возвращении в Египет" (8:13 и 11:5), тогда как о Божием спасении возвещается как об, исходе оттуда (1:1).

1. ВИНА ИЗРАИЛЯ И ЕГО НАКАЗАНИЕ (6:4 - 8:14)

а. Наказание за неблагодарность (6:4 - 7:16)

Ос. 6:4. Обращение к Ефрему (Иуде) в форме риторического вопроса. Следует горький упрек в показном, формальном благочестии; в оригинале - слово хесед: истинное благочестие включает милость, любовь к ближним, но они-то у израильтян - скоропреходящи и "держатся" не дольше чем утренний туман и… роса.

Ос. 6:5. Слово, переведенное как поражал, близко по смыслу к "отесывать" (в значении "исправлять"). Стих в целом содержит образно выраженную мысль о беспощадных обличениях Богом Его народа (словами уст Его - чрез пророков) - с целью исправить его, "наставить на путь истинный". Слова эти, однако, будучи высказаны несли за собой разрушения и смерть (Иер. 1:10; 5:14).

В месте последней фразы стиха оригинальный текст испорчен, и перевод дан близко к тексту Септуагинты; предположительно речь о том, что в свете Божиих обличений (некоторыми переводчиками уподоблен свету молнии) грехи народа выступают с беспощадной ясностью.

Ос. 6:6. Беспощадно и отношение к ним Бога. Причину этого Он повторяет народу вновь и вновь: она в том, что истинного желания своего Господа Израиль не разумеет. Не знает, что не нужны Ему обрядовое служение и формальные жертвоприношения, но милости в отношении людей друг к другу хочет Он, милосердия и сострадания, и такого духовного знания (Боговедения), которое делало бы их способными к этому.

Осия, последний пророк Северного царства, говорит таким образом о Боге, Который есть Любовь, о том, что от человека Он ждет ответной любви к Себе во всех ее проявлениях, и прежде всего в его любви к ближним. Когда столетия спустя под кровы отверженных, презираемых и грешных войдет Спаситель рода человеческого, то кичившимся своим благочестием законникам и фарисеям Он напомнит эти великие слова Осии: "Я милости хочу, а не жертвы" (Матф. 9:13; 12:7).

Ос. 6:7. Подобно Адаму (т. е. первому человеку) - одно из прочтений еврейского оригинала. Читали его и в значении человека (как имя нарицательное). Но представляется, что при прочтении "Адама" как имени собственного более ясно звучит мысль о нарушении первыми людьми завета с Богом - и отчетливее сравнение с этой изменой измены Ему евреев. Под там понимают места (части, представлявшие целое), где совершались Израилем нарушения завета с Богом, т. е. Вефиль и Галгалу (4:15).

Ос. 6:8. Пророк выделяет в целой стране, оскверненной языческими служениями, Галаад как город… запятнанный кровью. Нет единого мнения о том, какой Галаад имел в виду Осия, - тот, что находился на восточной стороне Иордана, или Галаад в Заиорданьи. Но для него это, по-видимому, образ, объединивший всю страну нечестивцев, где постоянно проливалась кровь.

Ос. 6:9. Этот стих звучит настолько неясно, что даже толкуется в противоположных смыслах. Так, в англ. переводах Библии читаем, что убийства совершались священниками, уподобляемыми разбойникам. Иначе читается русский текст Но если исходить из синодального прочтения, то речь может идти о частых нападениях с целью грабежа на священников, которые совершали паломничества из северной части Палестины в Вефиль, через Сихем (на религиозные празднества).

Ос. 6:10-11. В сильных выражениях продолжается обличение Израиля в стихе 10. В стихе 11 - провозвестие бедствий, грядущих на Иудею (представлены в образе жатвы; сравните с Иер. 51:33; Иоил. 3:13). По-разному понимают фразу когда Я возвращу плен народа Моего. Надо признать, однако, что убедительного толкования на предполагаемую тут временную зависимость (когда) наказания Иудеи от завершения такового в отношении Израиля не существует.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта