otveti.org»Толкование Библии»Книга Пророка Захарии»3 глава

Толкование Библии, Книга Пророка Захарии 3 глава

4. ВИДЕНИЕ ОЧИЩЕНИЯ ИИСУСА ПЕРВОСВЯЩЕННИКА И СИМВОЛИЧЕСКОГО УВЕНЧАНИЯ ЕГО ЧИСТЫМ КИДАРОМ (глава 3)

По-видимому, "место действия", открывшегося Захарии в его видениях, не оставалось неизменным: первые два он созерцал как бы из долины за пределами Иерусалима (1:7-21), "место" третьего (глава 2) видения было где-то в городе; представляется, что четвертое и пятое видения "разворачивались" перед духовным взором пророка во дворах храма (главы 3-4).

В первых трех видениях Захарии предстали символические картины избавления Израиля из плена, т. е. освобождения его из уз внешнего, так сказать, зла, а также расширения его пределов и материального процветания. Но "темой" четвертого видения (глава 3) явилось очищение (освобождение) Божиего народа от греха, т. е. зла внутреннего, и восстановления его в его священнических функциях.

а. Символическое действо (3:1-5)

Сам Господь (так полагали уже авторы Септуагинты) показал Захарии четвертое видение со всеми лицами, действующими и говорящими в нем. В отличие от первых трех видений, в этом Захария не задает вопросов, чтобы получить ответы от Ангела, ему самому дано распознавать "участников" этого символического действа и понимать значение каждого из их действий. Три лица, помимо не указанного числа служебных ангелов, "стоявших перед ним" (стих 4), действуют в этом кратком, но духовно весьма значительном видении.

Это Иисус, сын Иоседека - первый "послепленный" первосвященник Израиля, возвратившийся из Вавилонии вместе с Зоровавелем; это Ангел Господень - Христос в предвоплощении Его, Который предстал перед Захарией уже в первом его видении (1:11-12); это сатана в своей обычной роли клеветника, или обвинителя (сравните с Откр. 12:10); это, наконец, упомянутые "служебные ангелы".

Зах. 3:1-2. Важная "деталь" отражена в начале первого стиха: слово "стоять" (стоящего) применительно к Иисусу иерею (первосвященнику) тут практически равнозначно техническому термину "предстоять пред Господом", означавшему священническое служение Ему (сравните с Втор. 10:8; 2 Пар. 29:11). Здесь таким образом ясный намек на божественную природу Ангела Господня; в тождественности Его Христу (в предвоплощении Его) не оставляет сомнения стих 2, где Ангел, прямо названный Господом, "отделяет", или отличает. Себя, обращаясь к сатане, от Господа же (толкование на 1:11). Тождественность эта подтверждается в 3:4, где то, что Ангел делает, фактически равносильно прощению греха, вины.

Из-за "противодействия" сатаны сцена священнического служения превращается как бы в сцену суда: обвиняемым в нем является священнослужитель Иисус. И тогда Ангел Господень запрещает сатане противодействовать (слово, аналогичное "запрещать", в англ. переводах Библии стоит в настоящем времени); Он, заметим, запрещает духу зла не потому, что обвинения его лживы, но по милостивому снисхождению Бога к избранному Им народу, по милосердию Его и любви к Израилю. Ведь Иисус обвиняется здесь сатаной не как частное лицо, а как представитель израильского народа.

И именно факт избрания Господом Иерусалима (стих 2), Его намерение возвратить Свою милость Израилю вызывают у сатаны "возражения" (противодействие с его стороны). Между тем, из последней фразы стиха 2 - не головня ли он (Иерусалим), исторгнутая из огня? - следует: Господь не отрицает, что грехи Его народа велики, но он и потерпел за них достаточно - едва не погиб при уничтожении своей столицы и в пути на чужбину, много выстрадал в изгнании…

Возвращаясь к Иисусу как к тому, кто представляет Израиль в сцене суда, заметим, что вина в сущности снимается по воле Господа не с него (стих 4), а с земли (народа): стих 9. "Забегая вперед", отметим и следующее: первосвященник Иисус и его "собратья" по служению (стих 8) названы "мужами знаменательными", точнее, "мужами знамения", в том смысле, что они символизировали вещи, которым лишь предстояло прийти (подробнее об этом в толковании на стихи 8-10). Итак, подобно тому, как в День очищения первосвященник Израиля представлял народ в целом (Лев. 16:1-10), в четвертом видении Захарии в лице Иисуса, сына Иоседекова, тоже обвиняется, но затем оправдывается Господом избранный Им народ.

Зах. 3:3-5. Снятие с первосвященника "запятнанных одежд" служебными ангелами есть образ снятия с него вины - как его собственной, так и народа, который он представляет. Одежды торжественные, в значении "праздничных" (по другим переводам - "чистые"), в которые облекают затем Иисуса, говорят о радости и чистоте, ассоциирующихся с прощением. Чистый кидар, или тюрбан, возможно, свидетельствует о торжестве восстановления народа Израиля (в лице его первосвященника) как народа священников (Исх. 19:6).

б. Свидетельство Ангела Иисусу (3:6-10)

Зах. 3:6-7. Господь торжественно обещает Иисусу, что если тот будет хранить верность Ему (ходить по… путям Его) и неукоснительно исполнять свой первосвященнический долг (так можно передать смысл фразы "быть на страже Божией", то и Бог благословит его в исполнении им всех его функций, связанных с жизнью храма. В последней фразе стиха 7, возможно, выражена та мысль, что в награду за верное служение Иисус получит (подобно ангелам, "стоящим здесь"; те, о ком говорится в стихе 7, - не то же самое, что "сидящие пред (Иисусом) собратья" (его) в стихе 8) свободный доступ к Богу (как видит это Захария; 3:1).

Зах. 3:8-10. Господь обращает затем внимание Иисуса на то главное, ради чего дано ему было это видение. Он называет его и его "собратий" - священников мужами, знаменующими собою то, чему предстоит совершиться. Поясним. Подвергшись как священнослужители символическому очищению от греха (предполагалось, очевидно, что очищение Иисуса (стихи 4-5) распространялось и на них), они сделались прообразом очищения в будущем израильского народа.

Это будущее очищение связывалось с приходом Искупителя от греха, Которому тут даются три мессианских титула: раб Господень, ОТРАСЛЬ и камень. Как раб Господень Христос является Тем, Кто приходит, чтобы исполнить волю Отца (Ис. 42:1; 49:3-4; 50:10; 52:13; 53:11). Как Отрасль Давида Христос есть Потомок его, Который поднимет род его к власти и славе из того униженного состояния, в которое он впал (Ис. 4:2; 11:1; Иер. 23:5; 33:15; Зах. 6:12-13).

Будучи камнем в мистическом смысле (Пс. 117:22; Матф. 21:42; 1-Пет. 2:6), Он совершит суд над язычниками (Дан. 2:44-45) и сделается "камнем преткновения" для неверующего Израиля (Рим. 9:31-33). Но в конце концов Им будет совершено очищение Израиля, чей грех будет "изглажен" Христом в один день (стих 9). Некоторые склонны считать этим днем день распятия Христа, но более вероятно, что тут имеется в виду некий день во второе Его пришествие, когда, в конце времени великой скорби, подвиг и заслуга Его крестной смерти зачтены будут Израилю, сделаются его достоянием и станут для него "источником омытая от греха" (Зах. 13:1), источником веры.

Семь очей… на… камне могут символизировать полноту премудрости Иисуса Христа, то всезнание Его, с которыми Он придет судить мир. Может здесь быть намек и на Святого Духа (Ис. 11:2; Откр. 5:6). "Формула" в тот день в стихе 10, вероятно, подразумевает целый благоприятный период в тысячелетнее правление Иисуса Христа, которое начнется с возвращения Его на землю.

Пребывание "под виноградом и под смоковницей" есть образ мирной жизни и процветания (3 Цар. 4:25; Ис. 36:16; Мих. 4:4).


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта