Толкование Библии, Книга Пророка Захарии 7 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Пророка Захарии
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
II. Четыре пояснительных послания (главы 7-8)
А. Вопрос относительно поста (7:1-3)
Зах. 7:1-2. Четвертый день девятого месяца (Хаслева, или Кислева) соответствовал 7 декабря 518 года до Р. Х. Таким образом с ночи видений Захарии прошло почти два года (сравните с 1:7). Полным ходом шло строительство храма, истекла примерно половина времени, потребовавшегося для восстановления его (520-516 гг. до Р. Х.). И вот вновь выступил Захария - на этот раз с четырьмя пророческими посланиями. Изложение каждого из них отделяется от изложения последующего фразой "И было слово Господне Захарии" (стих 8), либо схожей с ней (7:4; 7:8; 8:1; 8:18).
Тематическим "стержнем" двух глав (7 и 8) являются посты, которые были иудеями установлены в память печальных событий, приведших Израиля к окончательному разгрому и последующему изгнанию; посты эти (числом 4) они соблюдали во все время своего пребывания на чужбине и после. Господь заговорил к Захарии, чтобы через него дать ответ "делегации", пришедшей в Иерусалим с вопросом об одном из упомянутых постов, а именно о том, что совершался в пятом месяце (в седьмой день его) - в воспоминание о сожжении храма и города (4-Цар. 25:8 и далее).
Вопрос этот возник потому, что, как уже говорилось выше, восстановление храма (В четвертый год царя Дария) значительно продвинулось вперед, и повод для продолжения "плача и сетований" был таким образом устранен. Не пора ли и "соответствующий" пост отменить? Кто конкретно задавался этим вопросом, не сказано.
Но люди, пришедшие с ним, посланы были из Вефиля, города, лежавшего примерно в 20 км. на север от Иерусалима и бывшего некогда одним из центров религиозного отступничества в Северном царстве (3-Цар. 12:28-29; 13:1; Ам. 7:13). Посланцы Вефиля были, по всей видимости, евреями, родившимися на чужбине и потому носившими вавилонские имена.
Зах. 7:3. Пятый месяц назывался "Ав" и соответствовал июлю-августу. Следует подчеркнуть, что пост совершавшийся евреями в пятом месяце, был установлен ими не по Божиему указанию, а по своей воле.
Б. Господь отвечает через пророка (7:4 - 8:23)
1. УКОР И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ СВЫШЕ (7:4-14)
Зах. 7:4-7. Сразу прямого ответа на вопрос людей из Вефиля не последовало. Он прозвучал позднее, в четвертой пророческой вести Захарии (8:18-19). Но вопрос этот, сформулированный в 7:3, дал пророку повод обратиться к согражданам вначале с укором и предостережениями, а потом - с утешительными обетованиями.
Из речи Захарии, вдохновленной полученным им откровением свыше, следовало, что напрасно иудеи переоценивают важность постов, установленных ими самими, придавая нравственный смысл обряду. К Богу соблюдение этих обрядов отношения не имеет. Для Меня ли вы постились? для Меня ли? - вопрошает Иегова устами Захарии, подразумевая, что нет, для себя самих. Как для себя и едят они и пьют, так и воздерживаются от еды и питья, и при этом плачут для самих себя, обольщая себя, что тем угождают Богу. Это и прежде было так, тем более теперь, когда Бог благословляет возвратившийся с чужбины "остаток" Своим присутствием в его среде.
Против пустого формализма, не сопряженного с духовной реальностью, следовало из слов Захарии, предупреждал Господь народ Свой и чрез прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен… Прямое подтверждение этому мы находим у Исаии, Осин, Амоса (к примеру, Ис. 1:11-17; Ос. 6:6; Ам. 5:21-24).
В дополнение к сказанному заметим, что в стихе 6 под "постом седьмого месяца" подразумевался не тот, установленный Богом в ежегодный День очищения (тоже приходившийся на седьмой месяц; Лев. 16:29,31; 23:26-32), а тот, что опять-таки установили сами иудеи в поминовение иудейского губернатора Годолии, убитого в гражданской распре уже после падения Иерусалима (Иер. 41:2).
Зах. 7:8-10. Во второй вести, с которой обращается Захария к народу, внимание последнего привлекается к нравственному состоянию предшествовавших им поколений и к вытекавшему из него поведению "отцов", которые в конечном счете и привели их в изгнание. В допоенное время, как и в дни Захарии, Господь хотел и ожидал от Своего народа не соблюдения обрядов, а нравственного обновления и такой истинно духовной жизни, которая проявлялась бы в справедливых поступках и в делах милосердия.
Зах. 7:11-14. Но народ не хотел внимать, даже и слышать… слов, которые посылал ему Господь Саваоф Духом Своим чрез прежних пророков, не хотел. За то и постиг их великий гнев Господа Всемогущего, напоминал согражданам Захария. Заметим, что в этой части его речи "слова" допленных пророков как бы "приравниваются" всему, что сказано в законе Моисеевом. Кроме того, в ней четко выражена та мысль, что источником пророческого вдохновения является Дух Божий, Который говорит к людям через людей же (сравните с 2-Тим. 3:16; 2-Пет. 1:21).
Сопротивление народов и отдельных лиц в их среде воле Господа, неповиновение их истине, недвусмысленно для них выраженной и им переданной, влекут за собой самые печальные последствия. Иудеям Захария напоминал об этом на собственном их примере: они во всей полноте познали на себе гнев Божий, когда Он перестал отвечать на их молитвы (стих 13), когда обрек их на рассеяние (стих 14а), а землю их - на опустошение (стих 146).