Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Пророка Захарии»14 глава

Толкование Библии, Книга Пророка Захарии 14 глава

2. О ВОЗВРАЩЕНИИ ЦАРЯ (глава 14)

В этой главе - захватывающая дух картина возвращения Мессии Израиля, - победоносного возвращения Его как Царя, чья природа Божественна. В описании Захарии явственно чувствуются отзвуки таких эсхатологических Псалмов, как Пс. 92, 95-96, 98, и - исполнение содержащегося в них предвиденья относительно воцарения Господа на Земле и вселенского характера Его Царства. В других книгах Священного Писания Царство это ассоциируется с правлением Мессии на троне Давидовом.

Картина, которая разворачивается в главе 14, начинается с последнего нападения язычников на Иерусалим незадолго до окончания времени великой скорби, продолжается в описании серии катастроф, которые настигнут врагов Израиля во второе пришествие Мессии, и установления Им тысячелетнего правления Его на земле; завершается глава стихами о том, как будет совершаться в Тысячелетнем царстве Богопоклонение народов в Иерусалиме.

а. Избавление Иерусалима от угрозы со стороны враждебных ему народов (14:1-3)

Зах. 14:1. Нельзя не заметить, что в первых стихах главы 14 продолжается тема стихов 7-9 предыдущей главы. Это тема дня Господня, многогранная и таинственная, "дня", включающего в себя целые пласты времени. В 13:7-9 она повернута одним из своих "ракурсов" - повествованием о суде Божием над Израилем и о восстановлении Господом отношений с "переплавленным" и очищенным "остатком" его. В начале этой главы картина суда рисуется подробнее. Напомним, что в плане "судов Господних" тема Его дня возникает в Ветхом Завете многократно.

И в связи с теми "локальными" судами, которые провидели пророки в дни, хотя и удаленные от них, но не слишком, и в большей степени - в связи со страшными судами Его как в период великой скорби (к примеру, Соф. 1:14-18), так и во второе пришествие Мессии (как здесь). Из Нового Завета (2-Пет. 3:10) следует, что включающий в себя пласты времени (как сказано было выше), или "следующий сквозь них", день Господень "объемлет" и Тысячелетнее царство Христа. В 14:1 так названо время последнего испытания для "остатка" иудеев (третьей части их; 13:8), когда Иерусалим сделается добычей врагов; награбленное в иудейской столице они станут делить посреди нее.

Зах. 14:2. Война, по воле Господа, "всех народов" против Иерусалима, очевидно, подразумевает выступление против него вражеских армий, в которых представлены будут все народы. Эта осада Иерусалима явится, по-видимому, "первой стадией" той военной кампании, в которой "задействованы" будут объединенные силы язычников; Захария описывает ее в 12:2-9 (сравните с Авд. 1:15; Откр. 16:14,16). Она известна под названием Армагеддонской битвы, но лучше определить ее именно как "кампанию".

Прежде чем народу Иудеи и жителям Иерусалима дана будет сила для одержания победы (Зах. 12:6-8; 14:14) и прежде чем Сам Господь нанесет поражение их врагам (12:9; 14:12-15), языческие армии восторжествуют на короткое время; картина их "торжества" и описана в стих 2. Гибель города не будет, однако, окончательной. И часть его жителей уцелеет.

Зах. 14:3. Тогда на стороне Своего народа выступит Господь, как это неоднократно бывало прежде, и чудесным образом поразит восставших на него.

Зах. 14:4-5. Чудесной будет и та возможность спасения посредством бегства, которая откроется перед жителями Иерусалима. Ноги Мессии станут… в тот день, читаем в стихе 4, на горе Елеонской, которая восточнее Иерусалима. (На том самом месте, откуда произошло вознесение Его (Деян. 1:11-12). Примечательно, что и в видении Иезекииля (Иез. 11:23) слава Господа поднялась из Иерусалима и "задержалась" на некоторое время над той же горой, "которая на восток от города".) И в результате произойдет землетрясение, отчего гора Елеонская… раздвоится в направлении от востока к западу, и образуется весьма большая долина. Она протянется на восток от Иерусалима до Асила (местонахождение его неизвестно). По ней-то и побегут от врагов иерусалимляне. Может быть, долина эта то же, что долина Иосафата, о которой читаем у Иоиля (Иоил. 3:2,12). Господь устами Захарии называет ее "долиной гор Моих".

Землетрясение во дни Озии упоминается в Ам. 1:1, но не в исторических книгах Библии. Иосиф Флавий пишет о нем как о явлении Божиего суда над иудейским царем Озией за вторжение его в храм и самовольное совершение им священнической функции (2-Пар. 26:16). Захария говорит, что когда Господь возвратится, сопутствовать Ему будут все святые. Речь, возможно, идет об ангелах, но, может быть, и об искупленных душах (1-Фес. 3:13).

б. Установление Мессианского царства (14:6-11)

В "сердце" этого раздела стоит откровение о том, что "Господь будет Царем над всею землею", и что "имя Его (как олицетворение Его Самого) станет единым для всех" (стих 9). Утверждение это звучит в контексте предвещаемых изменений "всего и вся" на земле: законов освещения ее и, по-видимому, климата и рельефа. В тот день (здесь подразумевается тысячелетнее правление Иисуса Христа) упомянутые изменения распространятся именно на всю землю (не только на Иерусалим и Палестину).

1) Явление Царства (14:6-8).

Зах. 14:6-7. Невозможностью для людей проникнуть сколько-нибудь глубоко в таинственную суть изменений, о которых было откровение Захарии, объясняется весьма разный смысл, который вкладывают в окончание стихов 6 и 7 переводчики и толкователи. Более или менее ясно, что исчезнет различие между днем и ночью: привычного землянам света не станет, потому что светила перестанут давать его (удалятся; по некоторым переводам: "сожмутся", "сгустятся"). (Существует и совсем иное прочтение второй фразы в стихе 6, а именно: "будет холод и сгущение воздуха.") Некий свет… явится… лишь в вечернее время. Так или иначе, прецедента тем природным явлениям, которые откроются во второе пришествие Христа, до сих пор людям известно не было.

Зах. 14:8. В тот день (в тысячелетнее правление Мессии) в Иерусалиме начнет бить никогда не пересыхающий источник живой воды. Разделившись, часть ее потечет к морю восточному (Мертвому), а часть к морю Западному (Средиземному). Может быть, круглогодичное "питание" земли этой животворной водой приведет к непредставимому для нас плодородию ее. Соответствующие ему прообразы, аллегории и символы возникали и в видениях других пророков (Ис. 27:6; 35:1-3,6-7; Ам. 9:13-14).

2) Господь станет Царем над всею землею.

Зах. 14:9. Захария прозревает это и прежде, называя Его "Господом всей земли" (Зах. 4:14; 6:5 сравните с Мих. 4:13). Много позже, в подтверждение этого, апостол Иоанн назовет Его "Господом господствующих и Царем царей" (Откр. 17:14; 19:16). Установив на земле Свое тысячелетнее Царство, Мессия получит общее признание, и как единственный истинный Бог сделается объектом поклонения всех (Откр. 21:3).

3) Об обновлении Иудеи и безопасности Иерусалима.

Зах. 14:10-11. Вся… земля Иудеи - от Гаваона на северной ее границе (Иис. Н. 21:17) до Реммона, на южной, вероятно, границе, километрах в 55 юго-западнее Иерусалима (Иис. Н. 15:32) чудесным образом сделается равнинной местностью; на фойе ее зримо возвысится над всеми прилегающими землями святой город Иерусалим - место обитания Мессии (сравните с Ис. 2:2). Перечисленные здесь городские ворота служат вехами, "обнимающими" весь город.

Ворота Вениаминовы (Иер. 37:13; 38:7), видимо, находились в восточной части северной стены; место первых ворот - неизвестно; угловые ворота находились в западной стене. Царские виноградные точила (прессы для выжимания винограда) находились, как полагают, сразу на юг от Иерусалима. Проклятие новых разрушений не будет более угрожать густонаселенному городу, жизнь в котором сделается вполне безопасной (сравните с Ис. 32:18; 33:20; Ам. 9:15; Мих. 4:4; Зах. 3:10).

в. О поражении врагов Израиля (14:12-15)

Зах. 14:12-15. Это как бы "раздел в скобках". Захария описывает в нем вторую "стадию" объединенной кампании языческих армий против Иерусалима (сравните фразу все народы, которые воевали против Иерусалима, с 14:2). Именно на этой стадии враждебные иерусалимлянам армии будут разбиты (как описано это в 12:2-9).

Тут как бы подводится итог (стихи 12-15) всему, что последовательно произойдет в ходе их разгрома: а) смертельные удары как по людям, так и по животным, будет наносить Сам Господь (стих 12, 15; сравните с 12:4); б) нападающих на Иерусалим охватит паническое смятение, которое тоже будет от Господа (стих 13) и в) военные трофеи будут захвачены у тех, кто недавно грабили Иерусалим (стих 14; сравните со стихами 1-2). В англ. переводах Библии первая фраза стиха 14 звучит как Но и сам Иуда будет воевать в Иерусалиме (а не против него).

г. Поклонение народов Мессии-Царю (14:16-19)

Зах. 14:16. После того, как Иерусалим сделается безопасным местом и центром вселенского правления Мессии (стихи 9-11), в этот святой город ежегодно станут приходить для богопоклонения все остальные, как передано это в русском тексте. Подразумеваются все оставшиеся в живых после страшных военных событий с участием Самого Господа. Речь не идет о еврейском "остатке", рассеянном среди народов, так как ко времени второго пришествия Мессии он уже вновь будет собран в своей земле.

Скорее тут имеются в виду гражданские лица из всех народов, чьи армии будут уничтожены Мессией при их нападении на Иерусалим (стихи 1-5; сравните с Откр. 19:19). В Армагеддонской кампании будут уничтожены именно армии, а не мирное население их стран. Останутся выжившие и после совершения Богом судов Его над языческими народами, и эти "оставшиеся" войдут в Царство Христа как "овцы" Его; "козлы" доступа туда не получат (Матф. 25:31-46).

То, что они станут приходить в Иерусалим для богопоклонения (Ис. 2:2; 14:1; 66:23; Зах. 8:23), не означает, что они в качестве прозелитов станут исповедовать иудаизм, как это бывало в ветхозаветные времена. Ибо религиозная система Тысячелетнего царства не будет тождественна иудаизму, но станет некоей новой, вселенской, формой религиозных воззрений и соответствующего им порядка - общими как для евреев, так и не-евреев ("язычников").

Центром новой религии будет Иерусалим, и, очевидно, она "воспримет" некие черты и аспекты, которые были присущи религиозной системе Ветхого Завета (либо обретет черты (аспекты, особенности) в чем-то схожие с ней). Захарии видится один из таких "аспектов": ежегодное празднование праздника кущей (Лев. 23:33-43; Зах. 14:18-19). Потребность для "народов" регулярно приходить в Иерусалим частично будет объясняться присутствием там объекта их религиозного поклонения: Царя, Господа Саваофа, т. е. Иисуса Христа, Который будет править на троне Давидовом (2-Цар. 7:13,16; Лук. 1:32), из Иерусалима (Ис. 24:43).

Зах. 14:17-19. В свете сказанного выше относительно праздника кущей надо воспринимать эти стихи, в которых самая выживаемость народов, зависящая от плодородия их земель, ставится в прямую связь с их ежегодным богопоклонением в Иерусалиме.

д. Об особой святости Иудеи и Иерусалима в царствование Мессии (14:20-21)

Зах. 14:20-21. В то время (то же, что "в тот день" в мессианском его значении) святость присуща станет всей жизни, во всех ее проявлениях. Главная мысль этих двух стихов, заключающих Книгу Пророка Захарии, в том, по-видимому, и состоит, что исчезнет самое различие между священным и несвященным: в Царстве Мессии освящение станет всеобщим, а все нечистое будет уничтожено полностью. Захария как бы иллюстрирует это на примерах, касающихся разных сторон жизни.

На уборах коней, которыми не будут более пользоваться в военных целях, можно будет начертать тогда то же, что на головном уборе первосвященника (Исх. 28:36). Другими словами, кони, которые станут "атрибутами" гражданской жизни, тоже сделаются "святыней Господу" (символизируя святость гражданской жизни). Священным будет не только то, что принадлежит храму, религиозной жизни (обычные котлы в доме Господнем (или в храме Иезекииля; Иез. 40-43) уподобляются священным жертвенным чашам пред алтарем), но и к жизни домашней (все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею.

И не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа. В Ветхом Завете понятие "хананей" символизировало все церемониально нечистое и Богу неугодное (к примеру, Ос. 12:7, где "Хананеянин" есть символ бесчестного торговца). В Тысячелетний храм ничто нечистое не проникнет. Мы видим таким образом, что книга пророка Захарии, которая начинается с призыва к покаянию (Зах. 1:2-6), завершается утверждением, что в тот день "все и вся" сделается святыней Господу.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта