Толкование Библии, Книга Пророка Захарии 8 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Пророка Захарии
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
2. РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ (8:1-23)
Как глава 7 перекликается в содержании своем с призывом к покаянию в 1:2-6, так глава 8 - с обетованными благословениями, о которых Захария услышал в своих ночных видениях (1:7 - 6:8). Таким образом "восстановление" иудейского народа в постссыльную пору, в дни Захарии, видится из 3-ей и 4-ой пророческих вестей его как предваряющее благословенное Богом процветание этого народа в будущем, мессианском, веке. Смысловое ударение в двух заключительных речах Захарии тоже делается на том, будущем, времени, когда уделом всей земли станут праведность, справедливость и мир.
Зах. 8:1-2. Вводная "формула" удостоверяет и, повторяясь затем неоднократно, подтверждает, что слова, произносимые пророком, "пришли" к нему из откровения ему свыше.
Ревность Господа о Сионе - это ревность любви, которая по отношению к врагам Израиля делается источником "великого гнева". Впрочем, и сам Израиль может подразумеваться тут как "объект" гнева Божиего - по причине все той же безмерной любви Всевышнего к народу Своему, который слишком часто являет себя недостойным этой любви.
Зах. 8:3. Но Бог не изменит Своему завету с Израилем. Он возвратит ему милость Свою, Он вернется на Сион и снова будет обитать в Иерусалиме (сравните с 2:12), который оставил при разрушении города и храма, как открылось это в видениях его пророку Иезекиилю (Иез. 9:3; 10:4,18; 11:22-23). Теперь вот Захария в духовном созерцании своем воспринимает откровение о том, что осуществится в тысячелетнее правление Иисуса Христа на троне Давидовом. В то время истина, которая есть Он Сам, и святость Его (Иоил. 3:17; Авд. 1:17) передадутся городу Иерусалиму и всей земле.
Напомним, что Сионом называлось первоначально возвышенное место, населенное племенем иевуссеев; крепостью, защищавшей подходы к ним, завладел царь Давид (2-Цар. 5:7). Позже Сионом (и горой Сион) стали называть место, на котором построен был иерусалимский храм (Пс. 2:6; Ис. 8:18; Иоил. 2:1). Кроме того, Сион стал синонимом Иерусалима (Ис. 2:3; 4:3; 33:20; Ам. 1:2; Мих. 3:10,12). Вместе оба названия несколько раз встречаются у Захарии (1:14,17; 8:3; 9:9).
Зах. 8:4-5. Картина мирной жизни Иерусалима, где спокойно чувствуют себя старики, и радуются в безмятежности дней своих дети и молодежь.
Зах. 8:6. В глазах… народа, пережившего гибель города и храма и горечь чужбины, такая перспектива покажется удивительной, иудеи, пожалуй, отнесутся к ней с недоверием, но трудно ли Господу Всемогущему совершить подобное чудо!
Зах. 8:7-8. Снова обещает Бог собрать Израиля и Иуду в будущем. Из страны востока и запада (страны захождения солнца) здесь, вероятно, речевой прием (так называемый меризм, когда часть представляет целое). И тогда речь тут идет обо всех странах света (сравните с Ис. 11:11-12; 43:5-6). Иерусалим в свою очередь здесь, очевидно, представляет израильскую землю в целом.
Возвращение Господом евреев со всех концов земли в их землю подразумевает восстановление их отношений с Ним в том виде, в каком они были задуманы Им изначально. И будут они Моим народом, и Я буду их Богом (сравните с Зах. 13:9; Ос. 2:21-23). Обратите внимание на то, как проникновенно и трогательно раскрывает характер этих будущих взаимоотношений (Бога и Его народа) пророк Осия (Ос. 2:19-20).
Зах. 8:9-13. Устами Захарии Господь обращается к строителям храма, призывая их "укрепить руки" для продолжения работ и ободряя их тем, что слова Его, которые они слышат теперь, возвещаются им пророками, которые присутствовали при закладке дома Господня (т. е. теми же Захарией и Аггеем); часть их предсказаний уже сбылась, так что и теперь не верить им оснований нет.
Ибо прежде дней тех… Подразумевается время до возобновления строительных работ. Слово "возмездие" употреблено здесь в значении "воздаяния", добрых результатов. Иудеи помнят, что совсем недавно их (добрых плодов) было совсем мало от труда их и их животных (Агг. 1:6,9-11; 2:16-19). И от врагов их не было им покоя. А ныне для остатка этого народа… В "ближней перспективе" имеются в виду иудеи, возвратившиеся из Вавилонии и восстанавливающие теперь храм; в отдаленной - евреи мессианского века.
Итак, для "остатка", благословляемого Богом ныне и предназначенного для благословений в будущем, все коренным образом изменится к лучшему. К тем, которые "ныне", относится обещание изобильной жизни (стих 12), к будущим - и это обетование, и то, что содержится в стихе 13: не раз - на протяжении своей истории - бывшие проклятием у народов (Втор. 28:37), евреи станут благословением для них (Мих. 5:7; сравните с Зах. 8:22-23).
Зах. 8:14-17. Благословения Израиля во временах грядущих есть цель Господа Саваофа, и Он непременно осуществит ее. Как прежде Он обрек еврейский народ наказанию, потому что определил наказать его в гневе на отцов их, и не отменил, так не отменит Он - в свете нынешнего определения Своего - и грядущих благословений.
Народу следует, однако, отвергнуть лицемерно - формальную "практику" своих "отцов" и держаться - как в личной, так и в гражданской жизни, - истинно духовных принципов: не лгать друг другу, быть справедливыми и миролюбивыми всегда и во всем. Напомним, что у ворот городов и селений израильских старейшинами народа решались вопросы, имевшие значение для сообщества в целом и для отдельных членов его, в том числе судебные иски. Сказанное в стихах 16-17 можно свести к одной фразе: делайте угодное Богу и не делайте того, что Ему ненавистно.
Зах. 8:18-19. Захария повторяет, что изрекаемое им теперь есть слово Господа Саваофа. Резюмируя сказанное им выше - только любите истину и мир - пророк подразумевает, что лишь в этом случае посты, соблюдаемые иудеями, обратятся для них радостью и веселым торжеством. Только теперь, как видим, получают делегаты из Вефиля прямой ответ на свой вопрос о посте (7:2-3).
Причем в ответ этот включены два дополнительных поста, прежде не упомянутые (сравните с 7:3, 5): тот, что совершался в десятый день десятого месяца - в память о начале осады Иерусалима (4-Цар. 25:1-2; Иер. 39:1), и тот, который соблюдался на девятый день четвертого месяца, когда Иерусалим был взят полчищами Навуходоносора (4-Цар. 25:3-4). Назначенные самими иудеями, эти посты на протяжении 70 лет блюлись ими в скорби сердечной (об этом в 7:5-7).
Зах. 8:20-23. Здесь картина мессианского века, когда люди всей земли будут стремиться к сближению с евреями - по причине их особых взаимоотношений с Господом. Посредством иудеев истинное богопознание будет распространяться среди народов (т. е. не-евреев, или (на языке Библии) язычников). В тысячелетнее правление Иисуса Христа в Иерусалим станут стекаться отовсюду представители стран и городов, чтобы помолиться "пред лицем" Господа. Они будут нуждаться в духовном руководстве евреев, о чем у Захарии образно сказано: десять человек (разноязыких) возьмутся за полу Иудея.
Господь, сотворивший мир, есть Бог всех народов, но в ветхозаветное время Он выступает как Бог преимущественно одного - израильского, чтобы через его посредство истинное богопознание сделалось достоянием всех. Надо заметить, что лишь у пророков важная мысль о том, что и язычники предназначены Богом ко спасению и ко вступлению в Царство, созидаемое Им, достигает полной ясности.