Толкование Библии, 3 Царств 3 глава
Ветхий Завет
Новый Завет3-я Книга Царств
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
2. МУДРОСТЬ СОЛОМОНА (ГЛ. 3)
Мудрость Соломона, явленную им в обращении с его политическими противниками, автор подчеркивает и на протяжении главы 3.
а. Соломон женится на дочери фараона; почитание им, наряду с Господом, других богов (3:1-3)
Отношение царя к возложенным на него обязанностям и его отношение к Богу - причина получаемых им свыше благословений.
3-Цар. 3:1. О женитьбе Соломона на дочери египетского фараона, видимо, сообщается вне хронологической связи с другими событиями его жизни, но - как о факте, имевшем важное историческое значение. Соломон заключил мирный договор с фараоном (по всей видимости, с одним из последних фараонов 21-ой династии), который и скрепил браком с его дочерью.
В его гареме было немало неизраильтянок; постановления закона, касавшиеся брака (Исх. 34:16; Втор. 7:3), Соломон не соблюдал с надлежащей строгостью, хотя по поводу его брака с египтянкой следует сказать, что упомянутые постановления прежде и более всего относились к хананеям, и есть основания полагать, что, по крайней мере, культ служения египетским богам этой царевной принесен в Иерусалим не был.
Заключив этот "политический брак", Соломон установил мир с большой соседней страной (лежавшей на юго-запад от Израиля), которая в дни Соломона значительно ослабела.
Свою жену-египтянку царь поселил в городе Давидовом, который в то время занимал лишь восточный холм Иерусалима. Стены, построенные вокруг него еще Давидом, Соломон значительно расширил (что и подразумевается под фразой "построил… стены вокруг Иерусалима"; это так называемая "первая стена"). Какое-то время спустя (после женитьбы на египтянке) Соломон воздвиг в Иерусалиме царский дворец и храм, и другие здания, в частности, дворец для египетской царевны (7:8).
3-Цар. 3:2-3. В дни Судей израильтяне переняли у хананеев обычай приносить жертвы на высотах, т. е. на вершинах холмов и на других возвышенных местах. (Хананеи полагали, что таким образом они "приближаются" к небу, и молитвы и жертвы их скорее достигают богов. (Хотя и запрещенные законом (Лев. 17:3-4; Втор. 12:5-6), жертвоприношения на высотах продолжали - до построения храма - совершаться (1-Цар. 9:12), совершал их и Соломон, несмотря на то, что "возлюбил… Господа и ходил по уставу Давида" (стих 3). Видя в этом известную "несовместимость", автор 3-Царств употребляет частицу но (стих 3).
б. Соломон просит у Бога мудрости (3:4-15)
3-Цар. 3:4-5. Именно о "возвышенном месте" в Гаваоне идет речь и в стихе 4 (в русском тексте - жертвенник). Гаваон был одним из наиболее почитавшихся в то время мест богослужения (находился километрах в семи на север от Иерусалима, на территории Вениамина). Там-то и совершил Соломон грандиозное жертвоприношение Господу. И там явился Господь Соломону во сне ночью. Подобные явления не были чем-то необычным в древнем Израиле (сравните Быт. 28:10-15; 37:5-7 и т. п.). Обращаясь к Соломону, Бог предлагает ему: проси, что дать тебе.
3-Цар. 3:6-9. Отвечая, царь, прежде всего, признает, что великая милость, которой Бог удостоил отца его, вызвана была неизменным стремлением Давида угодить Богу и тем, что в сердце своем он был искренен перед Ним. Далее Соломон выражает тревогу по поводу собственной неопытности как в общих житейских вопросах (я отрок малый, т. е. "дитя малое"; Соломону не было и 20 лет, когда он вступил на трон), так и в делах управления многочисленным народом, доверенным ему (не знаю ни моего выхода, ни входа - образное выражение). Сможет ли он быть достойным "соправителем" Иеговы? Исходя из этого, Соломон просит у Бога дать рабу Его сердце разумное, чтобы судить народ Его (т. е. управлять им так, как это угодно Богу) и различать, что добро и что зло.
3-Цар. 3:10-14. Благо Божиего народа Соломон ставил выше естественного для человека желания жить долго и мирно, быть богатым и сильным, наслаждаться славой. И это было угодно в глазах Божиих. А потому Он не только обещал Соломону исполнить его просьбу (Я даю тебе сердце мудрое и разумное, как никому прежде… и после тебя не восстанет подобный тебе), но и дать ему то, чего он не просил - богатство и славу, и долгую жизнь, если будет действовать по воле Его, исполняя Моисеев закон.
3-Цар. 3:15. Как это часто бывает, благословение Божие еще более приблизило к Богу благословенного Им. Характерно, что, осознав свой сон и все значение его как откровение свыше, Соломон не пошел на одну из высот, а отправился к скинии, в место, назначенное Богом для служения Ему, чтобы там принести Ему жертву благодарения. Он не вошел в Святое Святых, куда входить мог лишь первосвященник, однажды в году (Лев. 16).
Но царь стал пред ковчегом завета Господня (т. е. находясь вне скинии, он стоял лицом к ковчегу). Принесенные им всесожжения означали, что он полностью отдает себя Богу; жертвы мирные символизировали радость общения с Богом и людьми, источник которой - Он Сам. И сделал (Соломон) большой пир для всех слуг своих.
в. Соломон являет свою мудрость (3:16-28)
Инцидент, изложенный ниже, несомненно, предлагается здесь с целью показать, что Господь действительно дал Соломону мудрость, как обещал (стих 12). Царь обрел способность проникать в глубинные причины и мотивы человеческих поступков (в данном случае он проник в тайну материнского инстинкта), и это дало ему возможность верно судить, почему в той или иной ситуации люди ведут себя так, а не иначе. Выносить поверхностные суждения - на основании случайных слов и видимых действий - напротив, не совместимо с мудростью.
3-Цар. 3:16-23. Две… блудницы жили в одном и том же доме, и обе родили (мальчиков); Одна после другой через три дня. Одна из них, нечаянно придушив своего ребенка во сне (она заспала его), подложила мертвого младенца соседке, а ее, живого, сына… взяла себе. И когда на утро та уличила ее, то не призналась в "подлоге" Не в состоянии разрешить своего спора, обе предстали перед царем.
3-Цар. 3:24-27. Выслушав женщин, Соломон приказал рассечь живое дитя надвое, чтобы "поделить" его, таким образом, между спорящими. Как и предвидел он, женщина, родившая это дитя, предпочла отдать его другой, чем увидеть мертвым. Другая же, не имевшая жалости к не ею рожденному, зло воскликнула, что пусть, мол, никому не достанется: рубите его! И повелел Соломон отдать ребенка той женщине, которая действительно родила его.
3-Цар. 3:28. Об этом суде Соломона услышал весь Израиль, и люди прониклись к нему благоговейным страхом как к правителю, мудрость которого от Бога.