otveti.org»Толкование Библии»3-я Книга Царств»15 глава

Толкование Библии, 3 Царств 15 глава

Г. Нечестивое правление Авии в Иудее (15:1-8)

1. ГРЕХОВНАЯ ЖИЗНЬ АВИИ (15:1-6)

3-Цар. 15:1-2. На короткое время (три года - с 913 по 911 гг. до Р. Х.) правление Авии в Иудее совпало с правлением Иеровоама в Израиле (931-910 гг. до Р. Х.). Авия был сыном Ровоама и Маахи, дочери Авессалома, сына Давидова. Напомним, что "дочь" или "сын" на страницах Библии, помимо прямого значения, могут употребляться и в значении "потомка" из более отдаленных поколений (сравните с "Давида, отца его" в стихе 3).

3-Цар. 15:3-6. Он ходил во всех грехах отца своего, т. е. тоже, по примеру Ровоама, поклонялся идолам, так как сердцем не был предан Господу. Но Бог терпел его ради Давида; ради него дал… Господь Авии светильник в Иерусалиме (образ наследника или наследников царя, назначение которых в том, чтобы рассеивать мрак и тьму в стране; неоднократно употребляется по отношению к династии Давида - толкование на 11:36, а также 2-Цар. 21:17 и 4-Цар. 8:19) и укрепил Иерусалим.

И война была между Ровоамом и Иеровоамом во все дни жизни их (сравните 3-Цар. 14:30). Полагают, что здесь под "Ровоамом" понимается его наследник Авия, враждебность которого по отношению к царю Израиля не только не уменьшилась, но и привела к военному столкновению, о котором подробно рассказано в 2-Пар. 13:2-20. Из этого столкновения Авия, хотя и уступал противнику силами, вышел победителем, потому что вступил в него, уповая на Господа и призывая Его имя. Видимо, поклоняясь идолам, Авия не оставлял и упований на Иегову и поддерживал служение в храме, что также видно из 2-Пар. 13:2-20.

2. СМЕРТЬ АВИИ (15:7-8)

3-Цар. 15:7-8. Относительно летописи царей Иудейских толкование на 14:29. Следует повторная ссылка на "войну с Иеровоамом" (сравните 15:6). После смерти Авии на трон Иудеи вступил Аса, сын его.

Д. Аса - угодный Богу царь Иудеи (15:9-24)

Восемь из царей иудейских были угодными в глазах Господа, т. е. в целом царствование каждого из них было благоприятно оценено Иеговой, несмотря на то, что некоторые из их дел не могли считаться добрыми. Четыре из этих восьми царей являлись инициаторами религиозных реформ в Иудее, цель которых состояла в очищении богопоклонения и в возвращении народа на пути повиновения закону Моисея. Первым царем - реформатором Иудеи, угодным Господу, был Аса (стих 11).

1. ДОБРЫЕ ДЕЛА АСЫ (15:9-15)

3-Цар. 15:9-10. Аса стал царем Иудеи, видимо, перед самым концом царствования Иеровоама в Израиле (910 г. до Р. Х.). Сорок один год царствовал он в Иерусалиме.

В еврейском тексте мать Асы названа так же, как мать Авии, - "Мааха, дочь Авессалома". Поскольку это звучит сомнительно, высказывалось предположение, что подлинное имя матери Асы не сохранилось. Имя Ана, приводимое в русском тексте, взято из Септуагинты.

3-Цар. 15:11-13. Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец (предок) его.

Автор 2 книги Паралипоменон дает гораздо более подробную информацию о царствовании Асы, чем та, что находим в 3-Царств. Миром и спокойствием были отмечены первые 10 лет правления Асы (2-Пар. 14:1). По всей вероятности, именно в этот период приступил он к серии своих религиозных реформ (2-Пар. 14:2-5).

Мирная жизнь была, однако, нарушена вторжением в Иудею некоего Зарая Ефиоплянина, возглавившего войско египетского фараона Озоркона I. Но Аса нанес египтянам поражение, хотя те и превосходили его значительно в силе. Победа была ему дарована Господом (2-Пар. 14:9-15). В те дни пророк Азария наставлял Асу, чтобы и впредь во всем полагался на Господа, а не на собственные силы (2-Пар. 15:1-7). И снова последовали годы мира…

Слова Азарии вызвали у царя новый подъем религиозной ревности (3-Цар. 15:12-15; сравните 2-Пар. 15:8-18). Он изгнал мужеложников, служивших своим развратом идолам, а самих идолов, которым "покровительствовали" Ровоам и Авия, уничтожил. И даже мять свою Ану лишил звания царицы (евр. гебира - "царица-мать") за то, что она сделала истукан Астарты. Аса… изрубил его и сжег у потока Кедрова (протекавшего зосточнее Иерусалима), а пепел, видимо, сбросил в воды потока, чтобы и следа от идола не осталось.

3-Цар. 15:14-15. Аса уничтожил некоторые из высот (2-Пар. 14:3), но не все (ЗЦар. 15:14). По-видимому, он сохранил те из них, на которых с давних пор совершалось служение Иегове (3-Цар. 3:2), однако, наряду с ними и часть тех, на которых со времен Соломона совершались языческие служения: последние будут полностью истреблены царем Иосией (4-Цар. 23:13). Однако сказано, что сердцем Аса во все дни свои был предан (Господу (стих 14)).

Сокровища, которые Аса внес в храм (в дом Господень), вероятно, были взяты им как военные трофеи у египтян, потерпевших от него поражение (2-Пар. 14:12-13; 15:18). В 2-Паралипоменон находим некоторые подробности о реформах Асы, в частности, рассказ об официальном обновлении им Моисеева завета (2-Пар. 15:9-17).

2. ПОБЕДА АСЫ НАД ВААСОЮ(15:16-22)

3-Цар. 15:16-17. Постоянным недругом Асы во все дни правления его был Вааса, царь израильский (909-886 гг. до Р. Х.). Раму, находившуюся километрах в 5-6 на север от Иерусалима, он попытался превратить в крепость, чтобы держать под контролем все передвижения между Израилем и Иудеей.

3-Цар. 15:18-21. Полагают, что после сокрушительного поражения, которое Аса нанес египетскому войску, многие из живших на территории Израиля стали переходить в Иудею, и вот это-то стремился предотвратить Вааса (стих 17). Аса же, не желая дальнейшего усиления своего противника и укрепления Рамы, купил союз с сирийским царем Венададом, употребив на это не только дворцовые сокровища, но и все серебро и золото из дома Господня (что едва ли могло быть угодно Иегове). (табл. "Арамейские (сирийские) цари в 3 и 4 книгах Царств" - там, где толкование на 3-Цар. 11:23-25.) Аса не только убедил Венадада расторгнуть прежний его союз с Израилем, но, видимо, содействовал и вторжению того на территорию Северного царства. Израильские города, взятые Венададом, располагались близ озера Киннеретского, на земле Неффалима. Это заставило Ваасу отказаться от плана укрепления Рамы и уйти и Фирцу, бывшую в то время стоящей Израиля (14:17).

3-Цар. 15:22. Тогда Аса предпринял "конфискацию" строительных материалов (камней и дерев), которые Вааса употреблял для укрепления Рамы, и воспользовался ими, чтобы соорудить собственные крепости близ границы с Израилем: Гияу… и Мицпу. Казалось бы, Аса действовал разумно и успешно, но все его решения и действия свидетельствовали о слабом упованиии его на Бога. В чем и обличил его пророк Ананий (конкретно за то, что искал помощи у сирийского царя; 2-Пар. 16:7-9). В раздражении Аса бросил "прозорливца" в темницу (2-Пар. 16:10), Очевидно, победы, одержанные им над Египтом и Израилем, побудили царя думать о себе чересчур высоко.

3. СМЕРТЬ АСЫ (15:23-24)

3-Цар. 15:23-24. Сказано, что все достижения Асы были описаны в летописи царей Иудейских (сравните 14:29; 15:7). К концу жизни Аса стал страдать ногами, но и тогда обратился за помощью не к Господу, а к врачам (2-Пар. 16:12). Но несмотря на то, что вера Асы не была такой, какой могла бы быть, в целом он соблюдал верность Богу, и долгое царствование его было благословляемо Им. Вероятно, по причине болезни Асы в последние годы его жизни соправителем его был Иосафат, сын его (873-870 гг. до Р. Х.; Таблицу царей в главе 12), который и воцарился по смерти отца. Когда Аса умер, в Израиле царствовал Ахав (874-853 гг. до Р. Х.).

Е. Нечестивое правление Навата в Изриале (15:25-32)

Повествование обращается к Северному царству, ко времени начала царствования Асы над Иудою.

1. О НАВАТЕ И ЕГО ГИБЕЛИ (15:25-28)

3-Цар. 15:25-26. Нават был братом Авии, который умер в ранней юности (14:1,17). Не известно, был ли он старше или моложе Авии. Он был вторым правителем из династии Иеровоама и царствовал… два года (910-909 гг. до Р. Х.). Нават, как и отец его - Иеровоам, делал… неугодное пред очами Господа, т. е. продолжал грешить теми же грехами, которыми еще прежде был введен в грех весь Израиль.

3-Цар. 15:27-28. Вааса, сделавший против него заговор, был из дома Иссахарова, а не из колена Ефремова, как Нават него отец Иеровоам.

Он убил царя при осаде укрепленного филистимского города Гавафона, который был расположен юго-западнее Израиля, между Екроном и Гезером. Взять этот город Израилю, по всей видимости, так и не удалось (16:15-17). Возможно, осада была с него снята при известии об убийстве Навата. Вааса, убийца его, воцарился над Израилем (15:33 - 16:7), Однако сам он в глазах Господних ни в чем не был лучше Иеровоама и Навата, за что и постиг его суд Божий (16:3,7).

2. КОНЕЦ ПЕРВОЙ ИЗРАИЛЬСКОЙ ДИНАСТИИ (15:29-32)

3-Цар. 15:29-32. Вааса уничтожил весь дом Иеровоамов, с тем, чтобы самому воцариться на престоле, но в сущности совершилось это во исполнение пророчества Ахни об истреблении династии Иеровоама (14:14). В стихе 30 автор говорит об истинной причине этого истребления. Прежде всего, она заключалась в учреждении Иеровоамом культа золотых тельцов, который продолжался и при преемнике Иеровоама - Навате. Осуждение за грех постоянно звучит в устах автора 3 и 4 книг Царств (3-Цар. 15:34; 16:19,26,31; 22:52 и т. д.). Ссылка на непрекращавшиеся в дни Ваасы военные столкновения (15:32; сравните стихи 16-22) образует переход к следующему разделу.

Ж. Нечестивое правление Ваасы в Израиле (15:33 - 16:7)

1. О ВААСЕ (15:33-34)

3-Цар. 15:33-34. Вааса сел на израильском троне в третий год царствования Асы, царя Иудейского… и царствовал… в Фирце (столице Израиля в то время; 14:17; 15:21) двадцать четыре года (909-886 гг. до Р. Х.). Это было третье по продолжительности царствование в Израиле. Однако упоминание о нем здесь всего в нескольких словах, по-видимому, не случайно и связано с относительной незначительностью его в историческом плане. Вааса продолжал ту же религиозную практику, которая была введена Иеровоамом.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта