Толкование Библии, 3 Царств 10 глава
Ветхий Завет
Новый Завет3-я Книга Царств
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
3. СЛАВА СОЛОМОНА (ГЛ. 10)
а. Посещение Соломона царицей Савской (10:1-13)
О прибытии к Соломону царицы Савской здесь, по-видимому, рассказывается в подтверждение прежнего заявления о том, что прославленного еврейского царя посещали правители разных стран мира, чтобы своими глазами увидеть царство его и своими ушами услышать мудрые его суждения (4:34).
3-Цар. 10:1-5. Сава - это современный Йемен; т. е. страна, откуда пришла царица Савская, располагалась в Аравии, примерно в полутора тысячах километрах от Иерусалима. Возможно, речь идет о земле савеян, или савеев (Иов. 1:15; Иоил. 3:8). Благодаря морским экспедициям подданных Соломона на восток (3-Цар. 9:26-28), весть об этом значительном и процветающем аравийском царстве, очевидно, дошла до него.
Видимо, в первую очередь царица Савская явилась к Соломону за тем, чтобы самой убедиться в мудрости его и богатстве, о которых много была наслышана. Она пришла испытать его загадками (или трудными вопросами). Надо сказать, что подобного рода встречи были своего рода спортивными состязаниями, принятыми между древневосточными монархами.
Представляется, что "во вторую очередь" царица намеревалась обсудить с Соломоном и вопросы государственного значения, а также установить с ним торговые связи. "Весьма большое богатство", с которым пришла она в Иерусалим, должно было повысить ее престиж в глазах Соломона, которому и предназначались все эти дорогие подарки.
И ставила она вопросы Соломону, и он давал исчерпывающие ответы на все слова ее.
Мудрость Соломона и дом его… и пища, которую подавали за столом его, и даже вид его слуг и, конечно, жертвоприношения, которые он совершал в храме Господнем, - все это произвело громадное впечатление на царицу Савскую. И не могла она сдержать свой восторг.
3-Цар. 10:6-9. Гостья Соломона призналась, что скептически настроенная вначале, она видит теперь, что мудрость его и богатство превосходят то, что она о них слышала.
Будучи язычницей, царица, тем не менее, славит Господа, давшего Израилю такого царя!
3-Цар. 10:10. И подарила она царю более 4-х тонн золотая великое множество благовоний и драгоценные камни.
3-Цар. 10:11-12. Это сообщение, которое кажется здесь "не к месту", возможно, свидетельствует о торговых связях, установленных между Израилем и Савой в результате визита царицы Савской к Соломону. Офир мог быть частью ее владений.
Красное дерево (которое "красное" изнутри, а снаружи - темное) обладает крепкой красивой древесиной. Царь использовал его для изготовления перил в храме и во дворце, а также для изготовления музыкальных инструментов (сравните 2-Пар. 9:11).
3-Цар. 10:13. Щедро и богато одарив свою гостью в ответ, царь Соломон отпустил ее и слуг ее обратно, в их землю.
б. Описание богатств Соломоновых (10:14-29)
3-Цар. 10:14-15. Постоянный ежегодный доход царя, поступавший в его казну, составлял почти 25 тонн золота. И это, помимо пошлин, которые он получал от торговцев и купцов и из собственных областей, и помимо дани от покоренных им народов (от всех царей Аравийских). (Между тем, Господь предостерег будущих еврейских царей от "чрезмерного приумножения золота" (Втор. 17:17), но Соломон "упустил из виду" это предостережение.)
3-Цар. 10:16-17. Дом из Ливанского дерева (7:2-5; 10:21) служил Соломону и арсеналом. На каждый из упомянутых здесь больших щитов ушло около 4 кг. золота, на каждый из меньших - по два с лишним килограмма (сравните 2-Пар. 9:16). Очевидно, эти пятьсот щитов предназначались скорее для парадных выходов царя, чем для использования их в битве. Ведь золото не только дорогой, но и мягкий металл.
3-Цар. 10:18-22. Следует описание трона царя Соломона, подобного которому не было ни у одного царя. Изготовленный из слоновой кости, он был покрыт чистым золотом. Двенадцать львов - по два на каждой из шести ступеней, ведших к трону, - возможно, символизировали 12 колен Израилевых.
Обилие золотя во дворце, в храме и во всем, что окружало Соломона, привело к тому, что серебро во дни его считалось ни за что.
Торговый флот Соломона доставлял ему сокровища из дальних земель и вместе с ними - живые экзотические "украшения" для его дворца: обезьян и павлинов.
3-Цар. 10:23-25. В поэтическом ключе звучит повторение мысли о великой мудрости царя Соломона и несметных богатствах его. Всем этим он превосходил прочих царей земли. И они, "искавшие" видеть и слушать его, в чье сердце… мудрость… вложил Бог, подносили ему драгоценные дары, все увеличивавшие его богатства.
3-Цар. 10:26-29. Колесницы были самыми устрашающими военными машинами того времени - благодаря своей мобильности и маневренности. Обладая ими, Израиль обретал большое преимущество перед своими врагами. Предполагают, что колесничными городами Соломона были Газер, Гацор и Мегиддо. Коней… царю доставляли из Египта и из Кувы (возможно, другое название Киликии, находившейся на территории современной Турции). Каждая колесница стоила Соломону шестьсот сиклей (примерно 7 кг.) серебра, а конь обходился в сто пятьдесят сиклей (около 2 кг.) серебра. Видимо, часть колесниц и коней царь перепродавал с выгодой для себя царям Хеттейским и царям Арамейским (сирийским).
Серебро при дворе Соломона уподобилось простым камням, а кедры, по их множеству, - низшему сорту (малорослому) фиговых деревьев (сикоморам).
Благодаря несметному своему богатству Соломон в состоянии был покупать большое число коней и колесниц, хотя практика подобных "приобретений" прямо была запрещена Моисеевым законом (Втор. 17:16). Причина этого запрета крылась в том, что Господь хотел, чтобы Его народ, нуждаясь в защите от врагов, полагался на Него. Обладая же "человеческими" средствами обороны и наступления, Израиль в лице Соломона, а вслед за ним и народа в целом, отвратил свое сердце от Господа: ложное чувство безопасности вполне овладело им. Как это часто случается, обилие материальных благ побуждает людей думать, будто у них нет нужды ни в чем, между тем как их нужда в Боге не уменьшается никогда.
АРАМЕЙСКИЕ (СИРИЙСКИЕ) ЦАРИ В 3 И 4 ЦАРСТВ: