otveti.org»Толкование Библии»Книга Числа»5 глава

Толкование Библии, Книга Числа 5 глава

В. Очищение и освящение (главы 5-6)

I. ЦЕРЕМОНИАЛЬНО НЕЧИСТЫЕ (5:1-4)

Чис. 5:1-4. Господь напоминает народу о Своей святости и о том, что, поскольку они живут близ места Его обитания, то сами должны быть святы. Согласно Моисееву завету, духовная святость сообщества связывалась с телесной, физической, святостью его членов и надлежащими отношениями между ними, и они же служили символом ее. Отсюда, всякий, кто заболевал болезнью, делавшей его нечистым с церемониальной точки зрения, не мог общаться с Богом в скинии, не мог общаться и со своими соплеменниками.

В число таких болезней входило всякое заразное кожное заболевание (не только проказа), а также любые выделения (например, менструальные или извержение семени); сюда же относилось и осквернение от прикосновения к трупу. (Полное описание различных видов нечистоты и поведения, предписывавшегося "нечистым", имеется в толковании на Лев. 12-15 и Чис. 19.)

2. ЗАКОН О ВОЗМЕЩЕНИИ (5:5-10)

Чис. 5:5-10. В соответствии с духом закона, который рассматривал грех, содеянный против собрата, как грех, содеянный и против Бога (сравните Пс. 50:6), Господь вводит здесь принцип возмещения. Тот, кто причинил вред другому человеку, должен так или иначе исповедать свой грех и, кроме того, дать потерпевшему полное возмещение, плюс еще 20 процентов. То, о чем идет здесь речь, явно относится к потерям, которые могли быть измерены в деньгах (подробности в Лев. 6:1-7).

Но если того, кто понес урон, больше не было в живых, и у него не осталось близкого родственника, которому можно было бы выплатить возмещение, то возмещение следовало отдать Господу, вместе с бараном, которого требовалось принести как жертву за вину, для очищения (сравните Лев. 5:15; 6:6; 7:1-10). Даяния этого рода обычно шли священнику в пищу (сравните Лев. 7:6-7). Также и добровольные священные приношения, с которыми приходили израильтяне, предназначались лично священнику (Лев. 2:9-10).

3. ОБВИНЕНИЕ В ПРЕЛЮБОДЕЯНИИ (5:11-31)

Чис. 5:11-15. В израильском сообществе завета прелюбодеяние, как сопряженное, с церемониальным осквернением и согрешением против соплеменника или соплеменницы, считалось и проявлением неверности по отношению к Господу. С прелюбодеянием, следовательно, нельзя было мириться - ни как с фактором нарушения отношений между мужем и женой (Исх. 20:14), ни как с проявлением неверности завету (Иез. 16).

Если мужчина подозревал свою жену в прелюбодеянии, то должен был привести ее к священнику, независимо от того, располагал он или нет доказательством ее вины (Чис. 5:11-15). Поскольку прелюбодеяние было и грехом против Бога, соответствующее приношение, состоявшее из ячменной муки, следовало через священника предложить Господу. Целью этого было привлечь внимание к вине (стих 15). (О том, как это происходило, говорится в стихах 25-26.)

Чис. 5:16-18. Приступая к ритуалу выявления вины, священник приводил женщину пред лице Господне (т. е. ставил ее перед скинией), брал воду, специально благословенную или отделенную для совершения таких ритуалов, и смешивал ее с землей, взятой с полу скинии. Затем он снимал с женщины головной убор, так что волосы ее рассыпались по плечам, и давал ячменное приношение ей в руки, а сам держал воду в кувшине…

Сцена как будто напоминает колдовские языческие ритуалы "испытания Божиим судом", а ведь колдовство само по себе недвусмысленно запрещено в Ветхом Завете (например Втор. 18:9-13). Очевидно, данный ритуал надо понимать в плане символического значения его "составных частей". Так, мука - характерное приношение за вину, особенно когда она не смешана с благовонием или елеем (Чис. 5:15; сравните Лев. 2:1-2; 5:11-13). Вода, смешанная с землей, была святой (Чис. 5:17), потому что содержалась в священном сосуде (возможно, в медном умывальнике, Исх. 30:18).

Акт растворения земли в воде мог быть связан с тем обстоятельством, что землю ел змей, проклятый Господом в Едемском саду (Быт. 3:14). И если вина женщины бывала доказана, она, подобно змею, подлежала проклятию Божию. Тот факт, что ей распускали волосы, не был знаком ее безнравственности (поскольку в тот момент таковая еще не была доказана), но тем не менее это говорило о серьезности предъявленного ей обвинения и ее предполагавшейся вине, о которой свидетельствовал "дух ревности", охвативший ее мужа (Чис. 5:14).

Чис. 5:19-31. Когда все было готово, священник говорил женщине, что она не будет проклята, если не виновна, а проклята будет в случае вины. Ей следовало ответить: Да будет так (аминь). Если она невиновна, то никаких физических последствий (вреда) от питья горькой воды, смешанной с землей, для нее не было. Но если была виновна, то "лоно" ее "опадало", а живот "опухал". Это было действием проклятия, приводившего к какому-то органическому нарушению, вследствие чего женщина становилась бесплодной (стихи 27-28).

После произнесения женщиной "аминь" (стих 22), чернила, которыми писались слова проклятия на свитке, смывались в кувшин с землей и водой (стих 23). То есть женщина должна была - символически - "съесть свои (с учетом ее "аминь") слова". Пока она пила этот напиток, священник приносил Господу ячменную муку (стихи 24-26). Если женщина была виновна, то страдала от проклятия. А если невинна, то никакого вреда от этого ритуала ей не было, и она сохраняла способность к деторождению (стихи 27-28).

В любом случае муж освобождался от ответственности - поскольку даже если жена оказывалась невинной, то ведь он действовал так, как действовал, потому, что был охвачен чувством ревности, над которым не имел контроля (стихи 29-31).

Происхождения "физических доказательств" вины не следует искать в каких-то особых свойствах священной воды, смешанной с землей, как не следует видеть в описанном ритуале элементов колдовства. Дело, скорее всего, было в психосоматической реакции, вызванной чувством подлинной вины или, напротив, сознанием своей невиновности; реакция эта пробуждалась под действием совести; у невинной совесть была спокойна, виноватую же - совесть и Святой Дух обличали.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта