Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Левит»15 глава

Толкование Библии, Книга Левит 15 глава

а Очищение при хроническом "истечении" у мужчин (15:1-15)

Лев. 15:1. Формула Божественного откровения вновь обращена здесь как к Моисею так и к Аарону (сравните 11:1; 13:1; 14:33).

Лев. 15:2-12. Хронические или продолжительные истечения (выделения) у мужчин, о которых читаем в этом разделе, вероятно, вызывались гонорреей. Причину главной озабоченности видим тут в церемониальной нечистоте такого мужчины и ее последствиях, потому что от соприкосновения с ним другие люди или предметы, помимо того, что тоже становились церемониально нечисты, делались и вторичным источником распространения, этой нечистоты, к примеру, его постель (стихи 4-5), то, на чем он сидел (стих 6), он сам (стих 7), его плевки (стих 8), его повозка (стих 9) и все, что находилось под ним (т. е. всякий предмет, на который попадали его выделения, стих 10).

В этом смысле его нечистота считалась более "заразной", чем при кожном заболевании (главы 13-14) или от прикосновения к нечистым животным (глава 11), при каковых только прямой контакт рассматривался как источник нечистоты. Однако, судя по тому, что человек с хроническими выделениями не изолировался за пределами стана (сравните 13:45-46), его нечистота, видимо, считалась менее серьезной (хотя ритуально более "заразной"), чем та, которая ассоциировалась с кожными заболеваниями. Вывод, напрашивающийся в связи с этим: законы о нечистоте преследовали цели в первую очередь религиозные и богословские, а не гигиенические.

Лев. 15:13-15. Ритуальное очищение по прекращении выделений было следующим: период семидневного выжидания, по прошествии которого человек мылся проточной водой и мыл одежды свои. На восьмой день он получал очищение, представив в скинию самое недорогое приношение - двух горлиц или двух молодых голубей… одну птицу - в жертву за грех, а другую - во всесожжение.

б. Очищение при периодических выделениях у мужчины (15:16-18)

Лев. 15:16-18. Вторым случаем, связанным с мужчинами, считалось периодическое излияние семени, то ли непроизвольное, во сне, то ли при половом сношении. В этом случае жертвоприношения не требовалось, и нечистота устранялась посредством простой процедуры "омытия - выжидания" (до вечера, сравните толкование на 11:24-28).

Важно заметить, что в то время как обычный половой акт между мужем и женой (15:18) делал церемониально нечистыми обоих, он не приравнивался к согрешению, и никакого жертвоприношения от них не требовалось. Но и хронические выделения, при которых надо было приносить жертву за грех, по всей видимости, не связывались с личным прегрешением.

в. Очищение при периодических истечениях у женщин (15:19-24)

Лев. 15:19-24. Третий случай церемониальной нечистоты связан с ежемесячным истечением крови у женщин. Хотя в данном случае речь шла о периодических, а не хронических истечениях (сравните стихи 25-27), женщина тоже считалась нечистой на протяжении семи дней, как и мужчины, страдавшие хроническими выделениями; и мужчина и женщина становились в этих случаях источником "вторичного осквернения" (для других); сравните стихи 2-12.

Поскольку половые сношения запрещались в дни, когда у женщины бывали месячные (18:19; 20:18), в 15:24, вероятно, подразумевается, что, если месячные у женщины начались в процессе полового акта, то и муж ее, подобно ей, делался нечистым сам и тоже - источником "вторичного осквернения" (как это описано в стихах 2-12).

г, Очищение при хронических выделениях у женщин (15:25-30)

Лев. 15:25-27. В четвертом случае - хронических, а не только в период менструаций - выделений у женщины, она становилась нечистой надолго, пока выделения у нее не прекращались.

Судя по описанию здесь этого "истечения", оно могло вызываться целым рядом причин. В этом случае вновь вступали в действие правила о "вторичном осквернении" (стих 27).

Женщина в толпе, которую исцелил Иисус, страдала именно таким хроническим истечением (Мар. 5:25-34; Лук. 8:43-48). В свете левитских установлений о вторичном осквернении не удивительно, что она смутилась, когда Иисус открыл ее присутствие перед теми, кто толкал ее в толпе!

Лев. 15:28-30. На восьмой день по прекращении истечения женщина должна была принести двух птиц - за грех и во всесожжение, так же, как полагалось делать мужчинам, страдавшим хроническими выделениями (стихи 13-15).

д. Заключение (15:31-33)

Лев. 15:31-33. В этих стихах заявляется о цели данного закона: чтоб они (израильтяне) не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Божие, которое среди них - и вновь перечисляются случаи, предусмотренные в нем (стихи 32-33).

Г. Закон о Дне очищения (глава 16)

Среди праздников, ежегодно справлявшихся израильским народом (Лев. 23), был день поста, который соответствовал Дню очищения (толкование на стих 29; сравните Деян. 27:9). В других местах Ветхого Завета (Исх. 30:10; Лев. 23:26-32; 25:9; Чис. 29:7-11) даются дополнительные объяснения по этому поводу, но наиболее полное описание ритуала содержится в Лев. 16.

Исследователь Библии Венхэм пишет:

"Главной целью церемоний Дня очищения было очистить святилище от осквернения, которому подвергали его, будучи нечисты, те люди, которые приходили туда поклониться Богу (сравните 16:16,19) - дабы стало возможным дальнейшее пребывание Бога среди Его народа"

Верно, что в очищении "святилища, скинии собрания и жертвенника" (стих 20) состояла теологически важная особенность Дня очищения; процесс очищения, по-видимому, завершался ритуалом священнодействия с кровью козла, убитого за народ (стихи 15-19). Но жертвоприношение за грех завершалось ритуалом с участием живого козла, игравшего "заместительную" роль: он уносил в пустыню грехи народа, которые в стихе 21 определяются как "все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их", так, чтобы они сделались "чистыми от всех грехов" (стих 30).

Конечно, Аарон и его домашние были самыми первыми объектами особых ритуалов очистительного жертвоприношения (стих 6, 11-14). Итак, особый ритуал очищения предназначен был отвращать от израильтян Божий гнев за все грехи, совершенные ими в прошедшем году.

Поразительным был размах искупительной силы этого ритуала. Можно было бы ожидать, что какие-то грехи не подлежали его действию - к примеру, те, которые уже были искуплены индивидуальными жертвоприношениями, или дерзкие грехи, во искупление которых индивидуальные жертвы не принимались и за которые предписывалась смертная казнь и (или) "истребление из народа своего" (сравните толкование на 17:3-7). Однако в главе 16 подобные ограничения не усматриваются.

Единственным, по-видимому, фактором, ограничивавшим силу ритуала, совершавшегося в День очищения, для каждого отдельного лица, были состояние сердца грешника и степень его веры, что, впрочем, распространялось и на действие любого из индивидуальных жертвоприношений (во Вступлении: "Значение ветхозаветной жертвы").


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта