Толкование Библии, Книга Левит 18 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Левит
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
а. О моральном поведении на основании Завета; введение (18:1-5)
Лев. 18:1-5. Фраза Я Господь, Бог ваш образует преамбулу главы 18-ой, которая выдержана в форме соглашения, заключенного в рамках завета. Но в этой главе имеется пять мест (стихи 4-6, 21, 30), содержащих скорее мотивировку для исполнения тех или иных конкретных законов. Почти идентичной фразой вводятся Десять заповедей (Исх. 20:2; Втор. 5:6). Таким образом призыв избегать обычаев, присущих другим народам, в первую очередь, египтянам и хананеям (Лев. 18:3), имеет своим источником личность Бога и взаимоотношения с Ним Израиля на основе завета.
Представляющая единое целое Божия система физических и духовных законов, направленных на то, чтобы дать Израилю, как искупленному Божиему народу, счастливую, содержательную жизнь, резюмируется в форме Его декретов и законов. Почему и с какой целью следовало исполнять эти законы, объясняется четко - исполняя (их), человек будет жив, другими словами, исполняя их, он будет наслаждаться жизнью.
Повиновение Его законам дало бы Его народу возможность жить счастливо, ни в чем не зная нужды (сравните Лев. 26:3-13; Втор. 28:1-14). К примеру, сформулированные в Лев. 18 ограничения, связанные с брачными отношениями, служили залогом стабильной и счастливой семейной жизни. (Однако, возможно, человек, духовно необновленный, воспринимал подобную практику лишь как проклятие закона; сравните Гал. 3:10).
б. Запрещение кровосмесительных союзов (18:6-18)
Лев. 18:6-18. Основной принцип этого раздела сформулирован в стихе 6: Не вступай в физически близкие отношения (по-еврейски здесь употреблена более мягкая форма, которая буквально передается как "не открывай наготы") ни с кем из близких родственников, кроме супруга или супруги своих. Главное ударение ставилось на запрещении незаконных связей, под которыми понималось всякое прелюбодеяние (стих 20).
Подразумевалось также запрещение вступать в брачные отношения с теми, кто не принадлежал к израильскому народу (этот запрет недвусмысленно выражен во Втор. 7:3-6; сравните 3-Цар. 11:1-2). Однако с лицом, не принадлежавшим к избранному народу, но обратившимся к Господу (как Руфь), в брак вступать разрешалось.
Вот правила, изложенные в этом разделе: человек не мог жениться (здесь и далее подразумевается запрещение вступать в физическую близость) на своей матери (Лев. 18:7), ни на своей сестре (по отцу, либо по матери; имелась в виду первая ступень кровного родства - в свете современной генетики; стих 9).
Запрещение жениться на собственной дочери подразумевалось, и здесь о нем не упоминается (сравните Быт. 19:30-38). Не мог человек жениться и на своей внучке (вторая ступень кровного родства, Лев. 18:10), ни на тетке своей (сестре отца или матери, стихи 12-14). В стихе 8 речь, как представляется идет о запрещении вступать в брак с овдовевшей мачехой; возможно - и о прелюбодейной связи с женой отца; запрещена была женитьба на сестре по отцу (стих 11), на жене дяди (стих 14), на невестке (стих 15), на жене брата (стих 16); в стихе 17 содержится запрещение одновременного сожительства с какой бы то ни было женщиной и ее дочерью или внучкой. Видимая причина всех этих запрещений в том, что перечисленные родственники были "одной плотью" (Быт. 2:24), близкими по крови, и рассматривались как представители разросшегося семейного союза.
в. Запрещение полового разврата, практиковавшегося хананеями (18:19-23)
Лев. 18:19. 15:19-24 ; 20:18; 2-Цар. 11:4.
Лев. 18:20. Прелюбодеяние определялось в Ветхом Завете как связь замужней или обрученной женщины с каким-либо мужчиной, мужем ее не являвшимся. Под это определение не подпадала связь женатого мужчины с одинокой женщиной, что считалось меньшим преступлением (Исх. 22:16-17; Втор. 22:28-29).
Лев. 18:21. Молох был главным божеством аммонитян (1-Цар. 11:7; сравните 2-Цар. 23:10; Иер. 32:35). Возможно, здесь имелось в виду жертвоприношение детей посредством предания их огню (2-Цар. 3:27; Втор. 12:31; 18:10; сравните с суровой карой за это, о которой говорится в Лев. 20:2-5); однако, судя по контексту, речь скорее идет о возможной передаче детей в храмы Молоха для занятия культовой проституцией.
Лев. 18:22-23. Запрет наложен был также на физическую близость между мужчинами (сравните Быт. 10; Лев. 20:13; Суд. 19:22; сравните с Рим. 1:26-27; 1-Кор. 6:9) и скотоложство (сравните Исх. 22:19; Лев. 20:15-16; Втор. 27:21).
г. Заключительное предупреждение относительно неповиновения условиям Завета (18:24-30)
Лев. 18:24-30. В свете сопоставления 18-ой главы с договором (заветом) назначение данного раздела - в предостережениях не преступать под угрозой кары - условий завета. По причине только что упомянутых (особенно в стихах 19-23) преступлений, которые совершались хананеями, Бог принял решение уничтожить их. Но такая же кара грозила бы и израильтянам в случае их неповиновения.
Образ как бы ожившей земли, "свергаюшей с себя" своих обитателей (стих 25, 28), говорит о том, какой мерзостью (стихи 26,29-30) в глазах Божиих было подобное поведение.
Заключительная фраза главы соответствует фразе, ее начинающей: Я Господь, Бог ваш.