Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»4-я Книга Царств»3 глава

Толкование Библии, 4 Царств 3 глава

2. ГРЕХОВНОСТЬ И НЕЧЕСТИЕ ИОРАМА (3:1-3)

4-Цар. 3:1-3. Иорам был вторым сыном Ахава, который стал править Израилем. Произошло это на восемнадцатый год после того, как полноправным правителем Иудеи сделался Иосафат. Иорам царствовал в Израиле 12 лет (852-841 г. до Р. Х.). Он не был столь же нечестив, как его родители. Ахав и Иезавель, но все-таки делал неугодное в очах Господних. Вероятно, он предпринял какие-то попытки отменить культ Ваала (стих 2), но не отказался от грехов Иеровоама (т. е. поддерживал культ тельцов; 3-Цар. 12:26-33; 13:33).

3. СЛУЖЕНИЕ ЕЛИСЕЯ (3:4 - 8:15)

Дальнейшее служение Елисея описано в этом большом разделе.

а. Сражение против Моава (3:4-27)

4-Цар. 3:4-8. Очевидно, моавитяне преимущественно разводили овец. Когда израильский царь Амврий сделал Моав своим данником, то обязал его ежегодно поставлять в Израиль по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов, что моавитяне, скрепя сердце, и делали на протяжении многих лет. Но когда царь Ахав погиб на войне, Меса царь Моавитский отложился от царя Израильского (имеется в виду царь Охозия; 1:1).

Преемник же Охозии - Иорам возгорелся желанием снова сделать Месу своим вассалом и для этого произвел смотр всем своим войскам. Очевидно, желая свободно пройти территорией Иудеи, чтобы ударить по моавитянам с юга, Иорам послал к Иосафату, царю Иудейскому, спросить, не пойдет ли вместе с ним на войну против Моава. Иосафат согласился. И тогда Иорам предложил ему ударить по Моаву с юга, от пустыни Едомской (северная граница Моава, по реке Ариои, была сильно укреплена).

4-Цар. 3:9-12. Едом был в то время вассалом Иудеи и вынужден был присоединиться к союзу еврейских царей (хотя лояльность его оставляла желать лучшего; стих 26). Долгим обходным путем, на протяжении семи дней, шли союзники к южной границе Моава; они шли территорией Иудеи, вниз по юго-западному побережью Мертвого моря, и скоро ощутили нехватку воды. Скорбный возглас Иорама (стих 10), царя израильского, свидетельствует что "виновником" возникшей ситуации он счел Господа.

То обстоятельство, что благочестивый царь Иосафат неоднократно присоединялся к военным кампаниям нечестивых израильских царей (сравните 3-Цар. 22:2), хотя это никогда не кончалось для него добром, видимо, говорит о какой-то зависимости Иудеи от Израиля в те годы. Но, как и перед войной с сирийцами (3-Цар. 22:7), Иосафат выразил желание вопросить Господа через пророка Его. Кто-то из израильтян вспомнил, что поблизости находится Елисей, сын Сафатов.

Едва ли пророк по своей воле отправился в военный поход с царями; скорее всего для исполнения предназначенной ему миссии его отправил в Едомскую пустыню Господь. Слуга царя Израильского объяснил своему господину, кто такой Елисей: он же был помощником Илии (может быть, израильтянин полагал, что царь о Елисее не слышал). Иосафат, однако, явно знал об этом пророке (стих 12). Так или иначе, все три царя отправились к Елисею.

4-Цар. 3:13-19. Слова Елисея: "что мне и тебе?" - надо, очевидно, понимать как "что нам друг до друга: мне, пророку Господню, и тебе, царю, который поклоняется Ваалу?" Следуя этой справедливой логике, он предлагает царю израильскому вопросить пророков родителей своих - Ахава и Иезавели, т. е. искать помощи у того бога, которому он служит. Иорам снова говорит (сравните стих 10), что это Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руки Моава.

Настойчивое повторение им этой мысли предположительно объясняют тем, что перед походом Иосафат, хранивший верность Иегове, мог обратиться к Нему и расценить полученный ответ как благоприятный для выходивших на войну. Во всяком случае, и Елисей заявляет, что только из уважения к царю иудейскому (Иосафату) говорит он теперь с пришедшими к нему царями (стих 14). (Обратите внимание на идентичность слов Елисея, в которых он говорит Иораму о своей верности Господу (стих 14), и слов Илии в 3-Цар. 17:1, обращенных к отцу Иорама Ахаву; сравните 4-Цар. 5:16.)

Игра на гуслях (арфе) помогла улечься гневу Елисея, вызванному Иорамом; ему надо было настроить разум и душу на возвышенный лад, чтобы верить указанию Господню (сравните с тем, как игрой на гуслях успокаивал Давид царя Саула; 1-Цар. 16:23).

И тогда рука Господня коснулась Елисея, т. е., он получил от Господа откровение относительно предстоявших событий. Полагают, что долина, упоминаемая в стихе 16, это долина Заред на южной границе Моава. Господь обещал, что долина сия наполнится водою. Более того: Моав будет предан в руки трех царей (стих 18). Далее говорится о том, какие разрушения произведут победители в Моаве.

Это не следует принимать за повеление Господне, ибо бессмысленные разрушения не были угодны Ему (Втор. 20:19-20); пророку лишь открывается, что совершат три царя в Моаве: И вы поразите все города и все лучшие деревья срубите, и все источники водные запрудите, и испортите поля, разбросав по ним камни.

4-Цар. 3:20-25. По всей видимости, вода, которая наполнила вышеупомянутую долину, была водой от дождя, пролившегося над Едомом; она стекла в долину и "остановилась" во рвах, вырытых по указанию Елисея. Поскольку непосредственно над долиной дождь не пролился, моавитяне, не ожидавшие увидеть в ней воду, приняли ее - в лучах зари - за кровь.

Утреннее приношение включало в себя не только "хлеб", но и ягненка, а также возлияние (Исх. 29:38-43).

Моавитяне собраны были на границе. Речь идет о границе между Моавом и Едомом - на восток и на юг от Мертвого моря. Приняв воду за кровь, моавитяне решили, что выступившие против них цари сразились между собою, и истребили друг друга. И они, торжествуя, бросились к долине, предвкушая богатую добычу. Но наткнулись на поджидавших их в полной боевой готовности израильтян и их союзников.

Последовал полный разгром Моава, как и предсказано было Господом через Елисея (стих 19). Союзники окружили и столицу моавитян Кир-Харешет, и, видимо, частично разрушили ее (окончание стих 25 сравните со стихом 27, где сказано: и вознес его во всесожжение на стене; подразумевается, "на городской стене").

4-Цар. 3:26-27. На какое-то время царь Меса укрылся в Кир-Харешете, куда взял с собою семьсот воинов. Очевидно, оттуда, из города, он предпринял вылазку, пытаясь пробиться к царю Едомскому (он либо считал его самым "слабым звеном" в рядах союзников, либо надеялся склонить его на свою сторону). Попытка Месы не увенчалась успехом и тогда он вернулся под защиту городских стен. Язычники на древнем Востоке рассматривали поражение в битве как признак гнева своих богов. В моавитском пантеоне богом войны почитался Хамос (3-Цар. 11:7,33; 4-Цар. 23:13), и, вот, желая умилостивить этого бога, Меса принес ему в жертву (на городской стене) сына своего первенца, который должен был наследовать трон после него.

Зрелище это вызвало сильное волнение и негодование в стане израильтян, которым принесение человеческих жертв было категорически запрещено (Лев. 18:21; 20:3). Чувства эти усугублялись тем, что уничтожить моавитян как народ в их намерение не входило; они лишь хотели подавить в них мятежный дух и сохранить их в качестве своих данников. Вследствие всего этого они и отступили от Кир-Харешета и возвратились в свою землю.

Нельзя в этой связи не упомянуть о замечательном открытии археологов; они обнаружили так называемый Моавитский камень, на котором имеется выбитая по приказанию Месы запись о битве между ним и тремя союзными царями. Из этой записи следует, что Меса считал, что в тот день он был спасен от израильтян Хамосом. Он и в самом деле не был взят в плен своими врагами, которые отошли от стен его столицы. Однако в битве победу одержали они. И все-таки в каком-то смысле союзники потерпели неудачу.

Причину ее, как и других неудач, постигавших совместные предприятия благочестивого Иосафата и нечестивых царей Израиля, следует видеть в негодности этого союза в очах Иеговы, а не в помощи Хамоса своим почитателям. Именно о могуществе Иеговы и бессилии языческих богов свидетельствовала (с самого начала) битва израильтян с моавитянами. Однако Израиль, при всех доказательствах, которые получал, продолжал пренебрегать своим Господом и поклоняться, в крайнем неразумии своем, языческим божествам.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта