otveti.org»Толкование Библии»4-я Книга Царств»12 глава

Толкование Библии, 4 Царств 12 глава

2. РЕСТАВРАЦИЯ ИОАСОМ ХРАМА (12:4-16)

4-Цар. 12:4-8. Иоас задумал реставрационные работы в храме Соломона ввиду того, что в царствование нечестивой Гофолии он не только не ремонтировался, несмотря на нужду в этом, но, напротив, всячески был разоряем (2-Пар. 24:7). Для осуществления задуманного Иоас решил воспользоваться деньгами (серебром), которые стекались в храм от народа; имелся в виду "подушный выкуп" от каждого еврея, достигшего 20 лет и подлежавшего "исчислению" (серебро, вносимое за каждую душу по оценке; Исх. 30:11-16), а также деньги от выкупа обетов (все серебро посвящаемое; Лев. 27; Чис. 30) и добровольные приношения.

Но выполнить то, что замыслил, царю не удалось. Вероятно, потому, что все перечисленное составляло регулярные источники храмового дохода, и его не хватало и на повседневные нужды, связанные со служением, и на поддержание жизни священников и левитов, и на ремонтные работы в храме. (Под "знакомыми" в стихе 5 и 7 понимались прихожане, обращавшиеся к священникам, хорошо им известным.) Царь Иоас вместе с тем объявил всенародный сбор средств на починку храма, и ответственность за это возложил на священников и левитов, но и это его начинание успеха не имело (сравните стих 7 с 2-Пар. 24:5).

Дело было, видимо, в том, что священники и левиты не были настроены "отрывать от себя", т. е. все поступавшие в храм деньги они предпочитали расходовать на нужды служения и свои личные нужды, а не на ремонтные работы в доме Господнем. Тогда Иоас повелел им вовсе не брать серебра из регулярных приношений (у знакомых своих, стих 7), ибо отныне он учреждал новый порядок. Подробно об этом рассказано ниже, а также в 2-Пар. 24:8-14.

4-Цар. 12:9-16. У входа в дом Господень был установлен ящик - специально для сбора пожертвований. И полагали туда священники все серебро, приносимое в дом Господень. На первосвященника и царского писца была возложена ответственность за пересчет собранных денег и раздачу их производителям работ, а те, в свою очередь, оплачивали плотников и строителей.

Поначалу на изготовление священных предметов (прежние были разворованы Гофолией и другими почитателями Ваала) этих денег не тратили (стих 13), но впоследствии, поскольку собранного оказалось в избытке, "серебро" стали расходовать и на это (2-Пар. 24:14). Отмечено, что с тех, кто изымал серебро из ящика и пересчитывал его, а затем отдавал производителям работ (т. е. с первосвященника и писца) отчета не требовали, так как они действовали честно. Обращают на себя внимание эти ревностность и честность иудеев, вновь утверждавшихся в Господе. Особо сказано о том, что денежные пожертвования в уплату за вину (преступление) и грех по прежнему оставлялись священникам и левитам (на поддержание их жизни); из них на ремонт храма не брали (стих 16).

В царствование Иоаса произошло несколько событий, не записанных в 4-Царств; о них рассказано в 2-Паралипоменон.

Первосвященник Иодай прожил необычайно долгую жизнь - 130 лет, как сказано в 2-Пар. 24:15-16. Но после его смерти Иоас стал прислушиваться к советам некоторых официальных в Иудее лиц, в результате чего все более отдалялся от Господа. И тогда Бог стал посылать пророков, чтобы предостеречь народ (2-Пар. 24:17-19). С пророческим предостережением царю и народу выступил и Захария, сын Иодая, ставший первосвященником после своего отца. Против него составлен был заговор, поддержанный царем, и Захарию побили камнями (2-Пар. 24:20-22).

3. ИОАС ОТКУПАЕТСЯ ОТ АЗАИЛА (12:17-18)

4-Цар. 12:17-18. Азаил, царь Сирийский, неоднократно наносил поражения израильским царям - Ииую и Иоахазу (13:3,22). Продвигаясь на юг, вдоль побережья, его войска подошли к границе Иудеи и вторглись в страну. Сирийцы захватили Геф, филистимский город, который прежде был взят иудеями (2-Пар. 11:8). И вознамерился Азаил идти на Иерусалим. И, судя по 2-Пар. 24:23, сирийские отряды ворвались в столицу Иудеи и "истребили всех князей народа", т. е. множество сановников, приближенных царя.

Тогда Иоас решил откупиться от сирийца и отдал ему из сокровищниц храма все, что жертвовали туда его предшественники и он сам, и все, какое там нашлось золото. Взяв эту "цену", Азаил отступил от Иерусалима. В 2-Пар. 24:24 прямо сказано, что сирийцев было немного, по сравнению с военной силой иудеев, но "Господь предал (их) в руку" (врагов) за отступление от Него Иоаса.

4. СМЕРТЬ ИОАСА (12:19-21)

4-Цар. 12:19-21. Иоас был тяжело ранен сирийцами (2-Пар. 24:25). Может быть, из дома Милло (крепость на территории Иерусалима; толкование на 3-Цар. 9:15) он отправился в Силлу (местонахождение не известно) залечивать раны. Но по дороге туда, во время одной из остановок, он был убит, пав жертвой заговора, который составили против него несколько приближенных. В 2-Пар. 24:25 сказано, что причиной заговора было убийство, с одобрения царя, 3ахарии, сына первосвященника Иодая (2-Пар. 24:20-22). Убит Иоас был в своей постели.

Его убийцы названы по именам. В 2-Пар. 24:26 читаем, что матерью Иозакара была аммонитянка, а матерью Иегозавада - моавитянка (толкование на этот стих) Иоас был похоронен в городе Давидовом (Иерусалиме), однако, не в царских гробницах (2-Пар. 24:25), не удостоившись этой высокой чести. Ему наследовал Амасия, сын его.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта