Толкование Библии, 4 Царств 23 глава
Ветхий Завет
Новый Завет4-я Книга Царств
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
г. Чтение закона (23:1-3)
4-Цар. 23:1-2. Не дожидаясь окончания реставрационных работ в храме, царь собрал в нем весь народ от мала до велика; все старейшины Иуды и Иерусалима священники и пророки (включая, несомненно, Иеремию и Софонию) пришли в дом Господень. Собравшимся вслух были зачитаны все слова книги завета (возможно, все Пятикнижие, но, скорее всего, те разделы Второзакония, где народу были обещаны благословения за послушание и кары за неповиновение; Втор. 27:15 - 28:68), найденной в доме Господнем.
4-Цар. 23:3. Встав на возвышенное место во дворе храма, царь Иосия объявил о возобновлении завета между народом и Господом. От своего имени он обещал соблюдать впредь заповеди Его уставы и слова, и делать это искрение, от всего сердца, памятуя о всех откровениях Его. И весь народ присоединился к клятве царя.
д. Реформы Иосии (23:4-14)
4-Цар. 23:4-7. В Иерусалиме и по всей Иудее Иосия повелел уничтожить все атрибуты языческих культов; вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, оказавшиеся в храме по воле предшественников Иосии, были вынесены из него и сожжены в долине Кедром (сразу на восток от Иерусалима; стих 6 сравните со стихом 12). ("Священники, стоящие на страже у порога"; имелись в виду левиты, наблюдавшие за тем, кто входит на территорию храма.) Но и в Кедроне, вблизи Иерусалима, не должен был оставаться этот нечистый пепел: он отнесен был в Вефиль, в один из двух центров поклонения тельцам (культ которых ознаменовал начало всех последующих отступлений евреев от Иеговы).
Под "жрецами" понимаются служители языческих культов; в еврейском тексте тем же словом "кемарим" называются и служители культа тельцов, которых ставили цари иудейские, зачастую не из левитов, а "из народа" (3-Цар. 12:31), и иногда (к примеру, стихи 8-9) священники из левитов, обслуживавшие "высоты", на которых поклонялись Господу, но вопреки Моисееву закону.
Истукан Астарты, установленный в доме Господнем дедом Иосии - Манассией (4-Цар. 21:7), был тоже вынесен и сожжен у реки Кедрон, и пепел его был развеян по кладбищу для простого народа.
Блудники (мужчины, предававшиеся содомскому греху) играли определенную роль в осуществлении культа Астарты; во дворе храма они раскинули свои шатры; там же служительница этого культа ткали одежды для Астарты. Теперь, по приказанию Иосии, дома блудилищные были разобраны.
4-Цар. 23:8-9. Высоты, с которыми долгие годы мирились, если не полностью, то частично, и благочестивые цари Иудеи, были Иосией разрушены. Прадед его Езекия тоже разрушал их (4-Цар. 18:4), но дед - Манассия восстановил (21:3). Иосия же приказал снести все высоты от Гевы (Гивы), находившейся на северной границе Иудеи, до Вирсавии, на южной ее границе. Естественно, прежде всего высоты были уничтожены в самом Иерусалиме - и та, которая находилась при входе в резиденцию градоначальника - Иисуса, и та, что была у городских ворот на левой стороне.
Жрецы высот (в отличие от жрецов языческих культов), хотя и "остались без работы", в известном смысле были царем помилованы. Те из них, которые происходили из рода левитов, были, как предполагают, переведены в Иерусалим для исполнения работ при храме. Им не разрешено было совершать жертвоприношения на жертвеннике Господнем, но, с позволения Иосии, питались они, как и другие левиты, из храмовых приношений (стих 9: опресноки же ели вместе с братьями своими; Лев. 6:9-10,16).
4-Цар. 23:10-11. И осквернил (окончание стих 14) Иосия Тофет (так называлось место, где идолопоклонники приносили в жертву аммонитскому богу Молоху своих детей); Тофет находился в долине Гинном (на южной стороне горы Сион), которая в сознании народа запечатлелась как образ нескончаемых мук (жертвы сжигались там на огне - отсюда "геенна огненная".
В представлении язычников бег коней символизировал бег солнца; кони (изваянные или живые) становились таким образом атрибутом идолопоклонства. Иосия отменил исполнение конями (содержавшимися при храме в особых стойлах) этих "специфических функций", а колесницы, в которые их запрягали для чествования солнца в торжественных процессиях, повелел сжечь.
4-Цар. 23:12-14. Очевидно, Ахаз возвел особую горницу в верхнем ярусе храмовых пристроек, а на ее кровле (или на кровле пристройки, рядом с ней) - жертвенники, посвященные звездам и планетам ("воинству небесному"); сравните Соф. 1:5; Иер. 19:13; 32:29. Езекия, несомненно, эти жертвенники разрушил, но, видимо, Манассия или Аммон восстановили их. Теперь царь Иосия разрушил их вторично, заодно с теми жертвенниками, которые его дед установил на обоих дворах дома Господня (сравните 4-Цар. 21:5). Обломки всех этих сооружений были сожжены, и прах их сброшен в поток Кедров (сравните 23:6).
И высоты, (с их жертвенниками языческим богам), которые были возведены близ Масличной горы еще при царе Соломоне (3-Цар. 11:5,7), изломав бывшие при жертвенниках статуи и изображения, осквернил царь, наполнив все это место костями человеческими (после чего, по представлениям древних, совершать здесь служение каким бы то ни было богам становилось невозможно).
е. Осквернение жертвенника Иеровоама (23:15-20)
4-Цар. 23:15-16. Та же участь постигла и древний жертвенник, который еще Иеровоам I воздвиг (3-Цар. 12:28-29) в Вефиле (примерно в 931 г. до Р. Х.). С целью осквернить это место навсегда Иосия приказал взять кости из окрестных могил и, прежде чем разрушить жертвенник, сжег их на нем. Это, вероятно, были кости священников (жрецов), некогда служивших здесь (смотрите 3-Цар. 12:31-32). Так исполнилось пророчестве человека Божия, жившего за 300 лет до того, в дни Иеровоама I (он даже по имени назвал царя, который "сожжет на этом жертвеннике человеческие кости"; 3-Цар. 13:1-2).
4-Цар. 23:17-18. Мы видим, что Иосия лично присутствовал на местах уничтожения языческих капищ. Близ жертвенника Иеровоама он обратил внимание еще на один могильный памятник, может быть, стоявший особняком, и, спросив, узнал, что под ним похоронен человек Божий из Иудеи, предсказавший все то, что он делает теперь.
Иосия приказал не трогать эту могилу, в которой (3-Цар. 13:31-32) были погребены кости двух пророков - как предсказавшего разрушение жертвенника и осквернение этого места, так и пророка из Вефиля (здесь сказано из Самарин, но так называлось место, на территории которого находился Вефиль; го род Самария, будущая столица Израиля, тогда не был еще построен), который невольно послужил причиной гибели своего младшего собрата. И сохранили кости их.
4-Цар. 23:19-20. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что "очистительные реформы" Иосии, были им распространены и на территорию бывшего Северного царства. Это свидетельствует о слабости ассирийского контроля в то время над Израилем. Те израильтяне, которые не были уведены в Ассирию после падения Самарии, очевидно, продолжали поклоняться на высотах, разрушенных теперь Иосией. Жрецы, казненные им, не были, по всей вероятности, из числа левитов, но назначавшиеся произвольно, как в свое время Иеровоамом I (3-Цар. 12:31).
ж. Иосия совершает Пасху (23:21-23)
4-Цар. 23:21-23. Лишь искоренением идолопоклонства Иосия не ограничился. Он повелел совершить - точно следуя Божьим указаниям (как написано в сей книге завета) - праздник Пасхи, этот самый древний и важный из всех еврейских праздников, установленный в ознаменование избавления народа из египетского рабства. Так (стих 2) пасха не совершалась от дней судей.
Необычным было с этом праздновании и то, что его участниками были не только нуден, но и израильтяне, не уведенные в Ассирию (2-Пар. 35:18). Более подробнее его описание имеется в 2-Пар. 35:1-19. Совершена сна пасха Господу в Иерусалиме была в восемнадцатый год правления царя Иосии. Очевидно, и все описанные выше реформы его (4-Цар. 22:3 - 23:20) осуществлены были тогда же.
ПЯТЬ ПОСЛЕДНИХ ЦАРЕЙ ИУДЕИ:
1. Иосия. Царствовал 31 год (640-609 г. до Р. Х.)
2. Иоахаз (Селлум). Царствовал 3 месяца (609 г. до Р. Х.). Был уведен в плен египетским фараоном Нахао.
3. Иоаким (Елиаким). Царствовал 11 лет (606-598 г. до Р. Х.). Умер в Иерусалиме.
4. Иехония. Царствовал 3 месяца (с 9 декабря 596 г по 18 марта 597 г. до Р. Х.). Уведен в Вавилон Навуходоносором.
5. Седекия. Царствовал 11 лет (597-588 г. до Р. Х.). Уведен в Вавилон Навуходоносором.
з. Величие Иосии (23:24-25)
4-Цар. 23:24-25. Даже и "неофициальных" служителей демонов (как-то: вызывателей мертвых и волшебников; Лев. 20:27; Втор. 18:9-12) истребил Иосия (сравните 21:6). (В терафимах (божках домашнего очага) язычники видели залог процветания, к ним обращались как к оракулам.) Царь, которому по верности Господу не было равного ни до ни после него, горел желанием исполнить все в точности, как требовал закон Моисея.
3. ОСУЖДЕНИЕ ИУДЕИ (23:26-27)
4-Цар. 23:26-27. Но и реформаторская деятельность Иосии, при всех ее масштабах, не могла рассеять Божьего гнева, копившегося на Иуду в веках, особенно при Манассии (22:16-17). Господь видел, что и теперь его обращение к Нему было скорее поверхностным, чем глубоко внутренним, и потому не отменил Своего решения подвергнуть Иуду той же участи, что и Израиля.
Слова Господа, приводимые в 23:27, могут быть либо цитированием какого-то анонимного пророка того времени, либо свободным цитированием из прежних предостережений Божьих. "Отвергнуть" город и храм значило отдать их в руки врагов (24:3,20). И Иуду отрину от лица Моего означало, что и иудеи, как израильтяне, лишатся земли, обетованной им Господом.
4. СМЕРТЬ ИОСИИ (23:28-30)
4-Цар. 23:28-30. Автор ссылается на подробные записи о царствовании Иосии в летописи царей Иудейских.
Полнее о гибели Иосии рассказывается в 2-Пар. 35:20-27.
В последние годы жизни этого царя Ассирийская империя все более клонилась к упадку. Возможно, Египетский фараон Нехао решил поживиться засчет некогда могущественной, а теперь ослабевшей державы, присоединив какие-то ее территории к Египту; может быть, предметом его вожделений была Сирия, и потому он отправился на реку Евфрат, чтобы сразиться с царем Ассирийским.
Но навстречу фараону вышел царь Иосия (либо все еще считая себя вассалом и, следовательно, союзником Ассирии, либо предупреждая возможное нападение фараона на Иудею). Он попытался остановить Нехао в Мегиддоне (древнем хорошо укрепленном городе в юго-западной части Изреельской равнины), ко был им убит.
Тело Иосии привезли в Иерусалим и похоронили в царской гробнице. После него Иудеей стал править сын его Иоахаз.
Царь Иосия имел огромное воздействие на духовно-нравственное состояние иудейского общества его дней; он был и весьма одаренным государственным деятелем. Успех его радикальных реформ в стране, глубоко развращенной многолетним идолопоклонством (и даже за пределами ее, на территории бывшего Северного царства), свидетельствует об этом. Но царствование его было прервано его гибелью.
Д. Нечестивое правление Иоахаза (23:31-35)
4-Цар. 23:31-32. У Иосии было четыре сына, три из которых правили Иудеей после его смерти (1-Пар. 3:15; таблицу "Пять последних царей Иудеи"). Когда Иосия погиб, Иоахаз, средний его сын, был посажен на престол народом. Он был двадцати трех лет, но царствовал всего три месяца (в 609 г до Р. Х.). Дед его по матери - не то же самое лицо, что пророк Иеремия, потому что пророку, носившему то же имя, Богом не позволено было вступать в брак (Иер. 16:2).
То короткое время, что правил, Иоахаз выразил прискорбную решимость не следовать доброму примеру своего отца, но обратиться на пути языческие, которыми следовали его предки идолопоклонники.
4-Цар. 23:33. После того, как фараон Нехао нанес поражение Иосии при Мегиддоне, Иудея подпала под контроль Египта. Вновь избранного царя иудейского Нехао подверг заключению в Ривле на р. Оронт, в 100 примерно километрах севернее Дамаска. Возможно, Иоахаз казался фараону настолько ненадежным вассалом, что позднее он перевел его из Ривлы в Египет (стих 34), где тот и умер (сравните Иер. 22:10-12). Не ограничившись захватом царя Иудеи, Нехао обложил землю тяжелым побором - примерно в 3,75 тонн серебра и приблизительно в 40 кг. золота.
4-Цар. 23:34-35. На трон Иудеи фараон возвел старшего брата Иоахаза - - Елиакима, имя которого изменил на Иоаким ("Бог утвердил" на "Иегова утвердил"). Право изменять имя человека рассматривалось на Ближнем Востоке как прерогатива суверена (сравните Быт. 41:45); этим актом Нехао заявлял об установлении своего контроля над Иудеей. Иоаким подчинился Нехао и стал взыскивать в его пользу с жителей Иудеи нечто вроде подушной подати серебром и золотом.
е. Нечестивое правление Иоакима (23:36 - 24:7)
1. ЗЛЫЕ ДЕЛА ИОАКИМА (23:36-37)
4-Цар. 23:36-37. Иоаким стал царем в двадцать пять лет (т. е. он был старше своего брата Иоахаза на 2 года; сравните стих 31). Правил он, будучи царем-марионеткой в руках фараона, одиннадцать лет (609-598 г. до Р. Х.). Рума, родной город матери его, находилась близ Сихема (Суд. 9:41). Иоаким тоже не последовал доброму примеру своего отца Иосии, но избрал путь идолопоклонства. Судя по тому, что после смерти Иосии народ "воцарил" не его, а его младшего брата (Иоахаза), его, возможно, не считали способным править страной. В глазах же Нехао Иоаким был, видимо, человеком, легче поддающимся диктату чем Иоахаз.