Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»2-я Книга Царств»2 глава

Толкование Библии, 2 Царств 2 глава

Б. Противостояние Авенира Давиду (глава 2)

2-Цар. 2:1-4а. Итак, Давид оплакал прошлое, ознаменованное смертью Саула; она же ознаменовала для Давида и начало будущего, предвозвестием которого явился для него день помазания его Самуилом - более чем за 15 лет до того (1-Цар. 16:13). Со смертью Саула и трех его сыновей от Ахиноами (у него было еще два сына от наложницы Рицпы, 2-Цар. 21:8,11; относительно Ахиноами 1 Цар. 14:50) возник "вакуум власти", в честности, в Иудее. В обстановке безвластия для Давида естественно было искать воли Божией; и сказано ему было, чтобы шел в Хеврон, где и помазали Давида (официально) на царство над домом Иудиным. (Позднее он был помазан в третий раз - как царь всего Израиля; 5:3.)

Помазание в Хевроне было весьма важным шагом, означавшим окончательный разрыв Давида с филистимлянами, у которых прежде он, вступив с ними в союз, обрел убежище; кроме того, это помазание ознаменовало как бы независимость Иуды от Израиля (полное свое выражение она нашла в разделении на Южное и Северное царства по смерти Соломона; 3-Цар. 12:16). Наконец, совершившееся в Хевроне делало царя Давида соперником Иевосфея, сына Саулова. наследовавшего трон отца на севере страны.

2-Цар. 2:4б-11. Давид сразу же заявляет о себе как искусный дипломат. Он пытается расположить к себе жителей Иависа Галаадского, восхваляя их за то, что почтили останки царя Саула (сравните 1-Цар. 31:11-13). В то же время Давид напоминает им, что теперь, когда Саул умер, их господином становится он. Но проблему наследования трона ему приходится решать с военачальником войска Саулова - Авениром.

Можно предположить, что этот энергичный полководец, пользуясь тем, что о первоначальных подвигах Давиде в народе стали забывать, зато помнили о его союзе с филистимлянами, настроил израильтян в пользу Иевосфея, последнего сына Саулова. (Очевидно, первоначальным именем Иевосфея было Ешбаал - 1-Пар. 8:33; 9:39 - что значит "огонь Баалов"; имя это, содержавшее в себе "языческий элемент", было заменено на другое, означавшее "совестливый человек".) Важное хронологическое значение имеет то обстоятельство, что Иевосфею было сорок лет (2:10), когда умер его отец.

Поскольку вначале царствования Саула он, при перечислении сыновей царя не упоминается (1-Цар. 14:49), но в полный "список" сыновей Саула включен (1-Пар. 8:33), напрашивается вывод, что Иевосфей (Ешбаал) родился уже после вступления отца на трон и, значит, царствовал Саул, по меньшей мере, 40 лет (сравните Деян. 13:21; также толкование на 1-Цар. 13:1).

Иевосфей правил северными территориями страны из Маханаима (восточно-центральной части Трансиордании), и правление это было кратким: всего два года. Тот факт, что Давид царствовал в Хевроне над домом Иудиным семь с половиной лет, прежде чем сделал своей столицей Иерусалим (2-Цар. 5:5), не означает, что столько же времени правил из

Маханаима Иевосфей; это противоречило бы сказанному в 2:10. Можно предположить, что между смертью Саула и воцарением Иевосфея имел место какой-то период междуцарствия; представляется очевидным, что после смерти Иевсофея Давид продолжал управлять Иудеей из Хеврона (до иерусалимский период его царствования).

2-Цар. 2:12-32. Со вступления Давида на царство его истинным противником на севере был не Иевосфей, а Авенир. Когда воины двух соперников встретились у Гаваонского пруда, то поначалу, видимо, предполагалось разрешить дело поединком двадцати четырех юношей (по 12 с каждой стороны). Однако все они закололи друг друга мечами (название, которое получило это место - Хелхаф-Хаццурим, означает "поле мечей"), и победителей таким образом не оказалось. Страсти, однако, разгорелись и вылились в жесточайшее сражение, в котором Авенир и его воины потерпели поражение от войска Давида.

Бежавшего с поля боя Авенира преследовали три брата - Иоав, предводитель воинов иудейских, Авесса и Асаил. В конце-концов легконогий, как серна, Асаил пал от руки Авенира, ставшего таким образом личным врагом Иоаву (стих 22). Тот (вместе с Авессой) должен был совершить отмщение (стих 24). Однако на этот раз восторжествовало благоразумие (стихи 26-28). Иоав затрубил отбой, и воины его прекратили преследовать Израильтян.

Авесса и люди его, проделав долгий путь и перейдя через Иордан и глубокое ущелье Битрои, возвратились в Маханаим (стих 29), а Иоав со своими воинами вернулся в Хеврон (стих 32). В этом сражении, окончание которого не означало, однако, окончания войны, Давид потерял двадцать воинов, а Авенир - триста шестьдесят.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта