Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Судей»5 глава

Толкование Библии, Книга Судей 5 глава

7) Гимн победы (5:1-31а).

Суд. 5:1. Эта древняя поэма первоначально, возможно, входила в одно из таких собраний, как Книга браней Господних (Чис. 21:14) или Книга Праведного (Иис. Н. 10:13); она представляет собой так называемый "гимн победы" (песнопения этого рода имели большое распространение в Египте и Ассирии 15-12 веков до Р. Х., образчики их хорошо известны современным исследователям).

Автором этого гимна несомненно является сама Девора (Суд. 5:7-9), хотя пел его вместе с нею Варак (стих 1). О победе над Сисарою и хананеями говорится в нем как о победе Иеговы, и делается это с сердечной простотой и несомненной искренностью. В гимне, кроме того, приводятся некоторые подробности происшедшего, не упомянутые в главе 4. Важно отметить, что через весь гимн "красной нитью" проходит тема благословения и проклятия.

Победный гимн Деворы делится на пять частей: а) вступление (5:1), б) хвала, возносимая Деворой (стихи 2-11). в) воспоминание о сборе племен на войну (стихи 12-18), г) поражение хананеев (стихи 19-30)и д) заключительная молитва о проклятии и благословении (стих 31а).

Суд. 5:2-5. После вступления следует призыв прославить Господа за то, что Израиль отмщен и за самое рвение в битве, которое народ показал (стих 2). За славословием, характерным для гимнов такого рода, следует "экскурс в историю" - ради напоминания о прежних делах Господних по спасению Его народа (стихи 4-5). Упоминание о Сеире (сравните Втор. 33:2) и Едоме (стих 4; сравните Авв. 3:3, где упоминается Феман, один из городов Едома), побудило ряд богословов "поместить" гору Синай сразу на восток от Арабахской долины (лежащей южнее Мертвого моря), но у этой точки зрения не много сторонников.

Суд. 5:6-8. Далее Девора описывает недавнее бедственное положение северных племен Израиля (сравните 3:31; 4:2-3), которое продолжалось до тех пор, пока не восстала она, мать в Израиле. В те времена жизнь почти замерла за пределами укрепленных городских стен: опасность от хананеев грозила евреям повсюду. А причиной всему было их идолопоклонство (избрали новых богов).

Суд. 5:9-11. Девора славит Бога за верность народу его начальников ("князей") и за тех из народа, которые явили "ревность" в защите интересов Израиля. Прославьте за это Господа, призывает она Израиль, обращаясь как к богатым (которые ездят на ослицах белых), так и к бедным (ходящим по дороге), в том числе и к пастухам (стих 11).

Суд. 5:12-18. Собственно гимн победы начинается с призыва, обращенного к Деворе и Вараку - приступить к делу. Это они - немногие из сильных, которым подчинил… народ Сам Бог. Следует благословение племен, откликнувшихся на призыв к битве - Ефрема… Вениамина… Махира (так названа здесь часть колена Манассии, жившая на западной стороне Иордана; Чис. 26:29; 27:1), Завулона… Иссахара (5:14-15). Из пояснения о Ефреме, "укоренившемся" в земле Амалика (стих 14), следует, что ефремляне жили на центральном нагорье, которое прежде занимали амаликитяне.

Серия упреков (подразумевавших проклятие; сравните с проклятием на израильский город Мероз - стих 23, не пожелавший участвовать в битве) адресована племенам Рувима… Галаада (может быть, подразумевается племя Гада и часть племени Манассии), а также Дана и Асира (стихи 15-17), очевидно, не поддержавших братьев в сражениях с хананеями. Колена Завулона и Неффалима, напротив, удостаиваются высокой похвалы (стих 18; сравните 4:6,10).

Суд. 5:19-22. Цари, о которых здесь речь, составляли союз ханаанских городов-государств, который возглавлялся Иавином Асорским (главнокомандующим его армии был Сисара). Поле битвы включало Фанаах (располагавшийся примерно в 8 км. на юго-восток от Мегиддо).

Высоко поэтичен язык гимна: звезды с путей своих сражались с Сисарою; однако этот поэтический образ содержит в себе и мысль об участии "неба" в этой битве. В стихе 21 видится намек на то, что Бог вызвал не свойственный этому времени сильный дождь (хананеи не стали бы рисковать своими колесницами в сезон дождей, на пропитанной водой земле), и ливень обратил высохшее русло р. Киссон (в оригинале она названа "древней рекой") в бурлящий поток, который увлек часть хананейского войска и поглотил его.

Суд. 5:23-27. Проклятие произносится на Мероз (может быть, этот город находился на пути бегства Сисары) за отказ помочь в битве Самому Господу, сражавшемуся против сильных (именно так передано окончание стих 23 в англ. тексте). Зато дважды благословляется Иаиль, поразившая Сисару (4:21-22); очевидно, совершенное ею рассматривается как выражение верности завету (возможно, клан Иаили отождествлял себя с израильским народом по линии Моисея). Картину гибели Сисары не следует рассматривать как "описание" акта убийства, скорее - как метафору падения и угасания - шаг за шагом, так сказать, сильного вождя.

Суд. 5:28-30. Пафос этого падения усиливается за счет иронического описания того, как ожидает Сисару с поля битвы его мать. Ее тревогой - что долго не идет конница его? - и звучащими в унисон ее собственным надеждам словами ее служанок подчеркивается мрачный (для нее) характер истинной ситуации.

Суд. 5:31а. Для гимна, воспевающего победу Иеговы над Его врагами-идолопоклонниками, естественно завершиться как проклятием, адресованным им, так и благословением любящих Господа. Солнце, восходящее во всей силе своей, есть образ дней и лет, отмеченных благословениями свыше.

Суд. 5:31б. Освобождение Израиля от власти хананеев в годы правления Деворы принесло земле мир, который длился сорок лет.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта