Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Судей»7 глава

Толкование Библии, Книга Судей 7 глава

6) Сокращение армии Гедеона (7:1-8а).

Суд. 7:1-2. Гедеон и его армия расположились станом у речки Харод (возможно, Ен Харод, которая огибает подножие горы Гелвуй и течет на восток, через долину Харод, впадая в р. Иордан); всего их было 32 тысячи человек (стих 3). "Ополчение" же мадианитян насчитывало 135 тысяч человек (8-10), и расположились они севернее армии Гедеона километров на 5-6, у подножия горы Море (эта гора высится, подобно часовому, при входе в Изреельскую долину с востока).

Поскольку проявление могущества Божиего не зависит от числа людей, через которых Он действует (сравните Пс. 32:16), Гедеону Бог предложил нанести мадианитянам поражение силами небольшой армии, дабы после не возгордился Израиль перед Ним, решив, что выиграл битву сам. Надо, однако, думать, что Гедеона слова Господа народа с тобою слишком много смутили.

Суд. 7:3-6. Дважды сокращал Господь численность армии Гедеона, пока не довел ее до трехсот человек. Разрешение "боязливым" уйти с горы Галаада вызывает недоумение, поскольку эта гора находилась на восточной стороне Иордана. Некоторые исследователи Библии предполагают, что "Галаад" кто-то из ранних переписчиков поставил по ошибке (вместо "Гелвуй" - названия горы, у которой стояло воинство Гедеона). Но, может быть, поблизости была еще одна гора, носившая название "Галаад" (судя по тому, что некоторые из потомков Галаада жили и на западной стороне Иордана).

Смысл испытания, которому подверглись те десять тысяч, что не ушли "с горы" домой, не вполне ясен, хотя оно и кажется простым. Было ли целью его отделить более сообразительных и наделенных быстрой реакцией?

Пока люди будут пить из реки, Гедеону предстояло отделить тех, которые станут локать воду языком, наподобие собак, от тех, которые станут на колена, чтобы напиться. Но как в принципе можно напиться, не склонившись лицом к воде, т. е. не став на колена? Очевидно, стремительно упав на живот. Хотя некоторые предполагают, что большая часть воинов черпала воду одной рукой (другой придерживая оружие) и из этой-то руки "лакала".

Но каковым бы ни было объяснение, "испытание", как представляется, было направлено на выявление более сообразительных и "мобильных", хотя могло быть и просто средством значительно сократить армию Гедеона. Между прочим, по мнению историка Иосифа Флавия, триста человек, отобранных для участия в битве, как раз не отличались ни особой сообразительностью, ни иными "преимуществами", и именно это послужило к большей славе Божией.

Суд. 7:7-8а. Оставшись теперь с кучкой воинов, Гедеон вновь получил подтверждение обещания, данного ему Богом прежде: тремястами… Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши. И взяли эти триста съестные припасы… и трубы тех, кому предстояло уйти, и они отправились по домам.

7) Ободрение Гедеона относительно победы (7:8б-15).

Суд. 7:8б-11а. Зная, что, вопреки знамениям, Гедеон все еще боится напасть на мадианитян, Господь прибег еще к двум средствам, чтобы ободрить его: а) прямо к нему обратившись: встань, сойди в стан (расположившихся в Долине мадианитян), Я предаю его в руки твои (сравните стих 7, 14-15) и б) послав вещий сон одному из мадианитян и дав Гедеону возможность услышать, как тот пересказывал его своему товарищу (стихи 13-14).

Суд. 7:11б-15. Итак, Гедеон, в сопровождении своего слуги по имени Фура, спустился в долину и (судя по англ. переводу) подошел к сторожевому отряду военного стана мадианитян, в котором шатров было столько, что разве число верблюдов превышало их (сравните описание этого множества, уподобленного саранче, с описанием в 6:5).

Но Гедеона вел Бог, Который и "создает совпадения": он появился во вражеском стане как раз в тот момент, когда один из мадианитян рассказывал другому сон о ячменном хлебе, катившемся по их стану; прикатившись к шатру, он ударил в него так, что шатер опрокинулся и развалился. Слушавший этот сон заметил, возможно, иронически, что это не иначе, как меч Гедеона… Израильтянина… в руки которого предал Бог… весь их стан.

Здесь, однако, просматривается выразительная символика, избранная Богом: ячменный хлеб как образ впавших в нищету израильтян и шатер кочевника, символизирующий мадианитян. Гедеон правильно понял сон одного из них и тут же воздал хвалу Господу, а затем возвратился в стан Израильский и построил его в боевой порядок, заверив, что предал им Господь… стан Мадиамский.

8) Победа Гедеона над мадианитянами.

Суд. 7:16-22. Гедеон разделил свои триста человек на три отряда и прибег к хитроумной стратегической уловке, вооружив их трубами и пустыми кувшинами со светильниками в них. Время их появления у вражеского стана тоже было назначено Богом: в начале средней стражи (после 10 часов вечера); в англ. переводах Библии читаем: "когда только что сменились часовые" (ушедшие на отдых, должно быть, бродили еще у своих шатров, а заступившие, вместо них, еще не настроились на боевой лад). В дни Гедеона время от 6 часов вечера до 6 часов утра делилось на три "стражи" по 4 часа: с 6 до 10 вечера; с 10-ти вечера до 2-х часов ночи ("средняя стража") и с 2-х часов ночи до 6 утра.

Упомянутая стратегическая уловка строилась на том, чтобы застать врага врасплох. Это и произошло. Израильтяне, подойдя с разных сторон к стану мадианитян, затрубили трубами и разбили кувшины, произведя страшный шум, эффект которого усилен был горящими факелами. При этом они громко кричали: "меч Господа и Гедеона!" Этим кличем упования на Господа они подбадривали себя, а врага, соответственно, вогнали в ужас. (Заметим, что звук труб, которые изготовлялись из рогов животных, был резким и пронзительным.)

Вся сцена разыгралась посреди уснувшего лагеря; плохо соображая спросонку, мадианитяне могли принять собственных только что сменившихся, часовых, которые еще бродили возле шатров, за израильтян; раздававшийся со всех сторон шум побудил их думать, что израильтян, напавших на них, значительно больше чем их было на самом деле. Паника, запланированная свыше, дала результат, который требовался: мадианитяне стали бегать по стану и кричать и поражать друг друга мечами, и обратились в бегство. Создается впечатление, что израильтяне между тем стояли на своем месте, как расставил их Гедеон, вокруг стана, и знай трубили трубами.

И бежало ополчение мадианитян и их союзников на юго-восток - до Бефшитты и до… Авелмехолы, по направлению к Иордану. Авелмехолу предположительно отождествляют с Тел Абу Сус, расположенным в тридцати с небольшим километрах от моря Киннеретского (в Галилее). Там жил Елисей, когда пророк Илия призвал его в помощники себе (3-Цар. 19:16). Целью отступавших мадианитян, вероятно, было перебраться через Иордан, чтобы достигнуть Цареры (возможно, современный Заретан) и Табафы (Рас Абу Талбат).

9) Гедеон призывает подкрепление.

Суд. 7:23-24а. Чтобы не дать неприятелю уйти, Гедеон призвал на помощь воинов из колена Неффалимова, Асирова и… Манассиина, и они погнались за Мадианитянами. Может быть, подкрепление составили те, кто прежде разошлись по домам. Гедеон обратился за поддержкой и к ефремлянам, местоположение которых было благоприятно для того, чтобы выйти навстречу Мадианитянам в пункте, имевшем стратегическое значение; именно им предназначалось помешать переходу неприятеля через реку Иордан (Бефвара или "Бетвара" могло означать "место брода").

10) Пленение ефремлянами Орива и Зива. 7:24б-25. Ефремляне не только "перехватили переправы" (стих 24), но и поймали двух князей Мадиамских: Орива (что значит "ворон") и Зива ("волк"), которых убили; первого - в Цур Ориве (буквально "у скалы в Ориве"), а второго - в Иекев-Зиве (дословно "у виноградного точила в Зиве"). В соответствии с ближневосточной практикой ведения войны головы князей были доставлены Гедеону за Иордан.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта