otveti.org»Толкование Библии»Книга Судей»13 глава

Толкование Библии, Книга Судей 13 глава

9. САМСОН ОСВОБОЖДАЕТ ИЗРАИЛЬТЯН ОТ ГНЕТА ФИЛИСТИМЛЯН (ГЛ. 13-16)

а. Отступление Израиля (13:1а)

Суд. 13:1а. Можно предположить, что постоянное сползание вниз по спирали наиболее заметно проявилось в Израиле при седьмом по счету (из записанных в книге Судей) отступлении его от Господа (3:5-7,12-14; 4:1-3; 6:1-2; 8:33-35; 10:6-9). Это отступление, вероятно, выразилось в активном почитании израильтянами лжебогов (включая "богов филистимских"), о чем записано было ранее (10:6). В результате началось порабощение евреев филистимлянами, наступавшими на них с запада; об этом упомянуто в 10:7, наряду с бедами, которые они терпели от аммонитян, вторгавшихся к ним с востока.

б. Под гнетом филистимлян (13:1б)

Суд. 13:1б. Глубина отпадения Израиля, с одной стороны, и мощь филистимлян - с другой явились причиной беспрецедентно длительного порабощения евреев на этот раз - целых сорок лет продолжалось оно (хотя опасность для Израиля филистимляне представляли плоть до первых лет царствования Давида; 2-Цар. 5:17-25).

О ранних филистимских поселениях на территории Палестины упоминается еще в книге Бытия (Быт. 21:32-34; 26:1-18), но как значительная сила они заявили о себе при вторжении в страну приморских народов (около 1200 г. до Р. Х.). Они тогда образовали в Палестине союз пяти городов - Газы, Аскалона и Ашдода (располагавшихся у стратегически важного приморского пути) Гефа и Екрона (у предгорий Иудейских; 1:18-19; сравните Иис. Н. 13:3).

Пока филистимляне продвигались в восточном направлении, вглубь территории Вениамина и Иуды, израильтяне не оказывали им сопротивления (14:4; 15:11), и так было до дней Самуила (1-Цар. 7:10-14).

в. Освобождение - от руки Самсона (13:2 - 16:31)

Если в 10:10-16, где говорится о раскаянии евреев, израильтяне, жившие на западе Палестины и находившиеся под гнетом филистимлян (10:7), не имелись в виду (что представляется вероятным в свете их принятия филистимского господства - 15:11), то к Богу своему они не обращались (по крайней мере, об этом не упоминается), пока Он не "воздвиг" им спасителя в лице Самсона (сопоставьте с обращением израильтян к Господу в 3:9,15; 4:3; 6:7; 10:10).

Поскольку Самсон был судьею Израиля на протяжении 20 лет (15:20; 16:31) и стал им лет, вероятно, в двадцать, то вся его жизнь, по-видимому, протекала при господстве над евреями этого народа, которое началось до его рождения (13:5). Он был таким образом современником Самуила, который с Божией помощью одержал над филистимлянами победу уже после смерти Самсона (1-Цар. 7:10-14).

1) Рождение Самсона (13:2-24).

Суд. 13:2-5. Родители Самсона были из колена Данова, которое в большей своей части мигрировало к тому времени на север, потому что не имело "полного удела" (18:1), но немногие кланы, в том числе и тот, из которого были родители Самсона, остались, видимо, на первоначальном своем месте. Итак, бездетной жене некоего Маноя из Цоры… явился Ангел Господень. (Город Цора расположен был на высоком горном хребте, на север от долины Сорек и примерно в 20 км. на запад от Иерусалима.

Первоначально этот город принадлежал племени Иуды (Иис. Н. 15:33), но затем перешел к племени Дана.) Ангел (толкование на Суд. 2:1-2) предсказал ей рождение сына, который станет назореем Божиим. "Назорей" буквально означает "посвященный". Так назывались люди, обет которых относительно особой их посвященности Богу и служения Ему включал в себя воздержание от употребления алкогольных напитков, обязательство не стричь волос и не прикасаться к мертвым (Чис. 6:2-6). Обычно обеты такого рода давались на время, но Самсону предстояло быть назореем пожизненно (13:7).

В период своей беременности и мать Самсона должна была в каком-то смысле разделить с ним обет назорейства (стих 4, 7,14). Помимо чести пожизненного назорейства, Самсон был избран Богом для того, чтобы начать спасение Израиля от руки Филистимлян. Завершение этой задачи предназначалось Самуилу (1-Цар. 7:10-14) и Давиду (2-Цар. 5:17-25).

Суд. 13:6-8. Выслушав рассказ жены о том, что человек Божий, имевший вид Ангела Божия, приходил к ней, и обо всем, что он ей сообщил, Маной помолился Господу, чтобы чудный вестник снова пришел к ним и подробно объяснил, как им поступать с имеющим родиться младенцем.

Суд. 13:9-18. В ответ на его молитву Ангел Божий (то же, что Ангел Господень) вновь появился перед женой Маноя, а потом говорил и с ним самим но лишь повторил то, что сказал в первый раз (стихи 13-14). Не вполне осознав, кто его Гость (стих 166), Маной предложил ему угощение. Но Ангел Господень, отказавшись от трапезы, посоветовал "вознести" ее Господу как всесожжение. На вопрос Маноя об имени его Гость ответил, что оно чудно, т. е. представляет собою тайну и лежит за пределами человеческого понимания.

Суд. 13:19-23. И взял Маной козленка и хлебное приношение, и вознес их во всесожжение Господу на камне. И тут ему и его жене было явлено чудо: вместе с пламенем, которое стало подниматься от жертвенника к небу, поднялся к небу и Ангел Господень. И тогда Маной осознал, с Кем говорил, и испугался: мы умрем, сказал он жене своей… ибо видели мы Бога (сравните со схожей реакцией Гедеона в Суд. 6:22-23). Но жена Маноя рассудила логичнее: коль скоро Бог обещал им сына, а теперь принял их жертву, то умертвить их в обозримом будущем едва ли входит в Его планы.

Суд. 13:24. И вот предсказание небесного Посланца исполнилось: жена Маноя родила сына, и назвали его Самсон; и рос он, благословляемый Господом.

2) Действие в Самсоне Святого Духа. 13:25. Это, очевидно, началось в какой-то момент, что Самсон ощутил в себе действие Духа Господня. Конкретно оно могло выразиться в необычно сильном побуждении выступить на освобождение Израиля. Местом, где это происходило, был стан колена Данова, между Цорою и Естаолом (городком, лежавшим в двух с небольшим километрах на северо-восток от Цоры). Позднее Самсон был погребен между этими двумя городами (16:31; также 18:2,8,11).

Правление Самсона как судьи или "спасителя" не приняло формы военного предводительства в сражениях с филистимлянами. За дело своего народа Самсон выступил как человек "единоличного подвига". То, что он совершал (об этом повествуется, начиная с главы 14), приводило филистимлян в смятение, препятствуя их набегам на земли Вениамина и Иуды.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта