Толкование Библии, Книга Второзаконие 23 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Второзаконие
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
д. О тех, кто не могли быть приняты в общество Господне (23:1-8)
Втор. 23:1. Обществом Господним здесь называется общество израильское, как собранное воедино в целях богопочитания. И, следовательно, этот закон и законы, сформулированные в стихах 2-8, подразумевали тех, кто не могли быть допущены к обрядам поклонения Богу Израиля. То есть они (законы) относились к разряду церемониальных.
Как и в случае ритуальной нечистоты (к прим., Лев. 12-15), человек подлежал исключению "из общества Господня" не по причине какого-то конкретного согрешения, и упомянутые законы скорее выполняли воспитательную или символическую функцию. Более того: исключение из "обряда поклонения" не лишало человека права веровать в Господа.
История Израиля свидетельствует, что эти постановления (Втор. 23:1-8) никогда не применялись сугубо с точки зрения Закона - без рассмотрения конкретных обстоятельств каждого человека, который пожелал бы поклоняться Богу Израиля. Исключение составляли скопцы, и это могло быть связано с тем, что человек намеренно кастрировал себя, возможно, подчиняясь каким-то требованиям языческого религиозного культа.
Есть, однако, основания полагать, что на практике эти установления не применялись против евнухов, пожелавших следовать за Господом (Ис. 56:3-5). И все-таки некоторые богословы считают, что упомянутый закон распространялся на всех евнухов, независимо от причин их кастрации. Если они правы, то закон, вероятно, исходил из факта противоестественного состояния евнуха, которому никогда уже не придется иметь детей.
Другими словами, неполноценность такого человека могла рассматриваться как известное нарушение в нем образа Божия. И, значит, закон подразумевал, что поклоняющиеся Богу должны быть совершенны в Его глазах, как совершенны должны были быть предлагавшиеся Ему жертвы, которые, как известно, не могли иметь какого-либо физического недостатка.
Втор. 23:2. Сын блудницы. В других переводах, в частности, в английском здесь - рожденный от незаконного брака. В еврейском оригинале употреблено единственное редко встречающееся слово, значение которого неясно. Это слово - матзер - встречается в Ветхом Завете только тут и в Зах. 9:6, где оно употреблено в переносном смысле, для обозначения чужестранцев. По традиции оно применяется (во Втор. 23:2) к незаконнорожденному ребенку.
Возможно, однако, что и к ребенку, появившемуся на свет в результате кровосмесительной связи или от культовой проститутки, либо к ребенку от смешанного брака (т. е. от брака израильтянина с аммонитянкой, моавитянкой, филистимлянкой и т. п.). Строгое наказание, применявшееся к вступавшим в подобные браки, должно было удерживать евреев от них.
Втор. 23:3-6. Аммонитянам и моавитянам не разрешалось посещать религиозные собрания Израиля по причине их обращения с евреями в период пребывания тех в пустыне. Они тогда отказали им в хлебе и воде, а моавитяне призвали Валаама, чтобы он проклял Израиля (Чис. 22:2-6). (Израилю не подобало вступать с ними в добрососедские отношения, Втор. 23:6.) Кроме того, как моавитяне, так и аммонитяне происходили от кровосмесительной связи Лота с его дочерями (Быт. 19:30-38). Перечисленные факты подтверждают, что от начала эти народы противостояли Господу и Его народу.
Однако история Руфи свидетельствует, что этот закон не распространялся на тех, кто, подобно ей, от сердца сказал бы: "народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом" (Руф. 1:16). Пророк Исаия, по-видимому, держался такой же точки зрения (Ис. 56:3,6-8), но, возможно, в книге Исаии речь идет о конце времен.
Втор. 23:7-8. Отношение к идумеям было более снисходительным, потому что они происходили от Исава (Быт. 36:40-43), брата Иакова. Египтянам жестокое обращение с Израилем было прощено по причине длительного пребывания евреев в их стране и, возможно, потому, что поначалу они благожелательно приняли Иосифа, а впоследствии и его семью (Быт. 37-50).
е. О нечистоте в стане (23:9-14)
Втор. 23:9-14. В стихах 1-8 речь идет о необходимости для "общества Господнего" соблюдать церемониальную чистоту. Стихи 9-14 касаются поддержания буквальной чистоты в военном стане, каковая, однако, обретала и церемониальное значение. Так, в ночном излиянии семени у воина, хотя и не было ничего постыдного с моральной точки зрения, тем не менее, человек делался из-за этого церемониально нечистым на весь предстоявший день. Так же и распоряжение о зарывании экскрементов (стих 13) не относилось к области морали. Однако неуклонное соблюдение этих постановлений напоминало израильским воинам как о святости Господа и о Его вездесущности, так и о вытекавшей отсюда ответственности человека за его поведение.
ж. Другие законы (23:15 - 25:19)
1) О беглых рабах.
Втор. 23:15-16. Рабы, которые имеются здесь в виду, не были евреями. Речь идет об иноземцах, убегавших в Израиль от притеснявших их господ. Повеление не выдавать их хозяевам шло вразрез с обычной практикой на Ближнем Востоке в те времена. В самом деле, договорами, заключавшимися там в древности, предусматривалось возвращение беглых рабов. Таким образом этот закон, возможно, напоминал Израилю, что договор, который связывал его с Господом, ставил его в особое положение перед другими народами. Возможно также, что гуманный характер закона о беглых рабах не давал евреям забыть о том, что они и сами были на положении рабов в Египте.
2) О проституции (23:17-18).
Втор. 23:17. Храмовая проституция была характерной особенностью древних религий Ближнего Востока. Запрет, о котором читаем здесь, вероятно, предостерегал евреев от следования практике чужеземных религий. Последующая история Израиля полна, однако, примеров того, как не исполнялась эта заповедь (3-Цар. 14:24; 15:12; 22:46; 4-Цар. 23:7; Ос. 4:14).
Втор. 23:18. Слова, обозначающие проституток обоего пола, которые употреблены тут, показывают, что речь идет о любом виде проституции, а не только о храмовой. Слово, обозначающее женщину этой профессии, - зонах, а соответствующее слово в отношении мужчины звучит как келеб (буквально "собака" или "пес"). Обет нельзя было выкупать их деньгами, заработанными столь грешным способом. Это было бы мерзостью пред Господом.
3) Об отдаче денег или имущества в рост (23:19-20).
Втор. 23:19. Параллельные отрывки (Исх. 22:25; Лев. 25:35-37) не оставляют сомнения, что брат, который берет деньги взаймы, - еврей (сравните Втор. 23:20), либо обедневший, либо временно впавший в тяжелую нужду. Деньги он занимал не для того, чтобы пустить их в оборот. Дать ему их под проценты значило бы усугубить его положение, да и себе повредить, потворствуя своему стремлению к наживе.
Втор. 23:20. Израильтянину разрешалось ссужать деньги под проценты иноземцу, поскольку тот не был членом общества Завета, как не был и пришельцем в Обетованной земле. Вероятно, под "иноземцем" здесь понимался торговец, купец, который нуждался в займе для дальнейшего обогащения.
4) Об обетах.
Втор. 23:21-23. В этом законе подчеркивается, что израильтянам необходимо быть абсолютно честными перед своим Богом и свято соблюдать данные Ему обязательства. Тут речь идет о так называемом добровольном обете. Раз он был дан, то подлежал исполнению (сравните Прит. 20:25; Еккл. 5:4-5), как и Господь исполнял Свои обещания Израилю.
5) О питании с поля ближнего своего.
Втор. 23:24-25. В этом законе, как и в тех, о которых читаем в 22:1-4, принцип любви к ближнему находит конкретное выражение. Путнику дано было право утолить голод в винограднике или на поле, но он не имел права уносить с собой виноградные кисти или то, что было на поле. Как Господь был милостив к хозяину поля или виноградника, так и тот обязан был проявлять щедрость к путнику, проходившему через его землю.