Толкование Библии, Книга Второзаконие 3 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Второзаконие
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
б. Поражение Ога (3:1-11)
Втор. 3:1-7. Васан лежал несколько севернее, чем надо было идти израильтянам, чтобы достигнуть того места, откуда открывался им доступ в Обетованную землю. Однако, нанеся поражеие Огу на севере, они таким образом создали себе защищенный правый фланг при переходе Иордана. Едреи, где развязалась битва, находился примерно в сорока восьми километрах на восток от южной оконечности Киннеретского моря (моря Галилейского).
Повеление Бога Израилю сразиться с Огом (Не бойся его; сравните толкование на 1:21) строилось на двух заверениях: Бог предал его в руки евреев, а, кроме того, Израиль уже одержал победу над Сигоном. Результаты той битвы опять-таки давали основание доверять Богу (3:3; сравните 2:30-31). Действительно, так же, как в случае с городами Сигона (2:32-36), шестьдесят городов Ога (с высокими стенами, 3:4-5; толкование на 2:36) не смогли удержать натиска израильтян.
Область Аргов (3:4) - это просто другое название Васана, либо какой-то части его. Эта территория была известна как место обитания рефаимов (стих 11).
Вера израильских воинов в их Бога противостоит неверию тех бойцов, о которых говорится в 1:28. Относительно полного уничтожения жителей васанских городов (3:6) толкование на харам в 2:34 и толкование на главу 7.
Втор. 3:8-11. В этих стихах подводится итог завоеванию земель, контролировавшихся двумя трансиорданскими царями аморреев - Сигоном и Огом. Израильтяне нуждались в подбадривании - в повторных напоминиях им о верности им Бога в прошлом. Два момента в упомянутом подведении итогов были особенно действенны в этом отношении. Во-первых, в этих стихах подчеркиваются обширные масштабы израильских завоеваний: от потока Арнона до горы Ермона (который Сидоняне, т. е. сидонские финикийцы, называли Сирионом, а Аморреи… - Сениром). Во-вторых, Ог был одним из последних Рефаимов, с которыми столкнулись израильтяне в битве.
Под одром железным Ога, вероятно, подразумевался его гроб (саркофаг), размером около метра в ширину и примерно четыре метра в длину.
в. Распределение завоеванной земли (3:12-22)
Втор. 3:12-17. Трансиордания была поделена племенами Рувима, Гада и половиной колена Манассиина. (карту "Земля, отведенная племенам Израиля" в толковании на Иис. Н. 13). Рувим получил моавитскую территорию, начиная от реки Арнона до Хешбона. Гаду была дана южная половина… Галаада - от Хешбона до р. Инок. Половине колена Манассиина отошли северная часть Галаада, а также Васан, который лежал восточнее Киннеретского моря (позднее названного морем Галилейским; толкование на Иис. Н. 11:2). Ог царствовал над северной частью Галаада и Васаном.
Иаир, потомок Манассии, упоминается особо (Втор. 3:14) потому, что смело захватил всю область Аргов в Васане (сравните стих 4; Чис. 32:41). В результате эта территория была названа по его имени. Точно также Махиру (Втор. 3:15) - части колена Манассиина - была отдана остальная часть Галаада, поскольку они сами захватили эту землю (Чис. 32:34-40).
Втор. 3:18-20. В Чис. 32 записана просьба, с которой обратились к Моисею два с половиной племени, чтобы разрешили им остаться в Трансиордании. У этих племен было множество крупного и мелкого скота (сравните Чис. 32:1), а Трансиордания была весьма благоприятна для скотоводства. Однако их просьба поначалу рассердила Моисея, т. к. он боялся нового бунта и неповиновения, как в Кадес-Варни (Чис. 32:6-8,14-15).
Но когда воины этих племен пообещали ему перейти через Иордан и сражаться там, пока весь Израиль не получит обещанную ему землю, Моисей удовлетворил их просьбу. И вот, поскольку время сражения приближалось, племена, обосновавшиеся восточнее Иордана, нуждались в напоминании им об их прежнем обязательстве (Чис. 32:16-19). Они без страха могли покинуть свои дома и семьи, потому что эту землю им дал Господь. Они могли перейти Иордан и смело сражаться за своих братьев, а затем возвратиться к своим семьям.
Втор. 3:21-22. Эти два стиха образуют переход от темы распределения земли (стихи 12-20) к теме передачи Моисеем его руководящей роли другому (стихи 23-29). Моисей напоминает своим слушателям, что время завоевания Ханаана близко (стихи 18-20). Однако не он, Моисей, а Иисус Навин поведет народ на завоевание этой земли. Здесь, вдохновляя Навина, Моисей сам осуществляет приказание Божие (1:38; 3:28).
Твердая убежденность Моисея в том, что Господь в прошлом сражался за Израиль, как воин, и также будет поступать и впредь, сильно ободрила нового израильского вождя.
Иисусу Навину не следовало бояться (сравните толкование на 1:7). Здесь в словах Моисея звучит главная тема исторического пролога Второзакония: битву ведет Иегова (Господь, Бог ваш, Сам сражается за вас; сравните 1:30; 20:4; обратите также внимание на 2:24-25,31,33,36; 3:2-3).
г. Моисей лишен права войти в Обетованную землю (3:23-29)
Втор. 3:23-25. Бог ясно дал понять Моисею, что ему не позволено будет войти в Обетованную землю - по причине неверия, явленного им в Мериве (Чис. 20:12). Однако, Моисею показалось, что события принимают для него иной оборот, как это видно из его слов: Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое. Слова эти скорее относятся к явлению Господнего всемогущества, сказавшегося в поражении Сигона и Ога, двух царей аморрейских в Трансиордании, чем к событиям исхода из Египта.
Возможно, Моисей думал, что, поскольку Он дал ему принять участие в завоевании Трансиордании, то и отменит прежнее Свое решение относительно него, т. е. позволит ему войти в Ханаан. И он решил, что ныне благоприятное время попросить Бога, чтобы Он все-таки разрешил Ему увидеть ту добрую землю (сравните толкование на Втор. 1:25).
Вопрос Моисея в 3:24, начинающийся со слов "какой бог", не означает, что Моисей признавал и других богов. Это лишь риторичесий вопрос; таким, в частности, образом (посредством риторического вопроса) утверждается в Ветхом Завете несравненность Господа. В присущих Ему свойствах Он уникален; никто не может сравниться с Ним.
Втор. 3:26-29. Но Бог не послушал Моисея, т. е. не исполнил его просьбы. Из еврейского оригинала следует, что Моисей продолжал просить у Бога разрешения и тем лишь вызвал у Него гнев (абар); в русском тексте - но Господь гневался на меня за вас; сравните 1:37; 4:21. Однако, уже самый этот разговор Моисея с Богом лишний раз свидетельствует о близости в их отношениях. И с другой стороны, подчеркивает трагедийность ситуации человека, который посвятил свою жизнь реализации обета, данного Богом Израилю, и, вот, узнал, что сам он не станет свидетелем полного его осуществления. Но все-таки Моисей мог, по крайней мере, взгляд бросить на землю, взойдя на вершину Фасги.
Поскольку Моисей лишен был права перевести народ через Иордан, Бог напомнил ему, что на нем лежит ответственность подготовить к его будущей руководящей роли Иисуса Навина. Наследование Иисусом этой роли является важной темой во Второзаконии. Здесь она звучит в третий раз - на протяжении всего трех глав (1:38; 3:21,28). Простым повторением перед народом Божиих слов на этот счет Моисей ободрял и укреплял Навина и внушал народу, что следующим его вождем станет именно он.