Толкование Библии, Книга Второзаконие 6 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Второзаконие
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
I. ПОВЕЛЕНИЕ ЛЮБИТЬ ГОСПОДА (ГЛ. 6)
а. Обещание благословений за послушание (6:1-3)
Втор. 6:1. Законоположения, изложенные в главах 6-11, можно рассматривать как одно великое повеление, а именно - любить "Господа, Бога… всем сердцем… и всею душею… и всеми силами" (6:5). Иначе говоря, послушание со стороны израильтян должно было свидетельствовать, что они любят Бога. Тот же принцип провозгласил Иисус для христиан (сравните Иоан. 14:21).
Втор. 6:2-3. Закон был составлен так, чтобы дать израильтянам возможность слушаться Господа и выражать Ему свое благоговение ("бояться" Его; (сравните толкование на 4:10) в повседневных своих делах и поведении. (Необходимость повиноваться Богу неоднократно подчеркивается во Второзаконии.) Боясь Его и слушаясь, они станут процветать (толкование на слова чтобы тебе хорошо было в 4:40) и долго проживут в своей новой земле (сравните 4:10; 5:33), где течет молоко и мед (толкование на Исх. 3:8).
б. Повеление и его значение (6:4-9)
Втор. 6:4. Этот стих получил название Шма - от древнееврейского слова, которое переводится как Слушай. Призыв, содержащийся в нем, лежит в основе иудаистского вероисповедания. Смысл стиха в том, что Господь (Иегова) является единственным в своем роде, и уникальность Его - абсолютна. Только Он есть Бог. Вот почему израильтяне могли жить с чувством безопасности, совершенно недоступным окружавшим их народам, которые исповедывали многобожие. "Боги" Ближнего Востока редко пребывали в гармонии между собой. Каждый из них был капризен и непредсказуем в своем поведении.
Так что язычник никогда не мог быть уверен, что его лояльность по отношению к одному богу защитит его от капризной ярости другого. Что же касается израильтян, то их монотеистическая доктрина приносила им избавление от этой неуверенности - ведь они имели дело только с одним Богом, Который обращался с ними, исходя из последовательных и справедливых установлений, которые Он дал им. Это исповедание единобожия не противоречит библейской доктрине о Троице.
Бог для евреев является понятием "множественным" (элохим; возможно, именно Троица здесь и подразумевается) и вместе "единым" (эхад), подразумевающим "одно" в смысле единства Личностей в Божестве (сравните Быт. 2:24; в отношении Адама и Евы в русской Библии говорится, что они "одна плоть"; слову "одна" в еврейском тексте соответствует то же слово, которое употреблено для выражения единства Божества).
Втор. 6:5. Любить Господа значит желать близких взаимоотношений с Ним и слушаться Его повелений. Данное повеление - любить Его - часто встречается во Второзаконии (стих 5; 7:9; 10:12; 11:1,13,22; 13:3; 19:9; 30:6,16,20). Любовь эта должна была быть от всего сердца (всем сердцем твоим) и должна была наполнять собой все существование израильтянина, сказываться в каждом аспекте его существования (всею душею твоею, и всеми силами твоими).
Втор. 6:6-9. Божиему народу следовало размышлять над Его повелениями, держать их в сердцах своих. Это способствовало бы пониманию евреями Закона и правильному применению его в жизни. Далее. На родителей возлагалась ответственность внушать Божии повеления и детям своим, доносить их до их сердец. Нравственное воспитание детей, воспитание их по законам Библии, давало лучшие результаты не при формальном обучении изо дня в день, а когда по инициативе родителей, свободных от тревоги как за собственную жизнь, так и за жизнь своих детей, Бог и слово Его становились естественной темой беседы в любом месте и в любое время (стих 7).
Что касается того, чтобы "навязать" эти установления и "написать" их, то некоторыми евреями они были впоследствии поняты буквально. Между тем, их скорее следовало понимать символически - как подчеркнутую необходимость изучать Закон (сравните Исх. 13:9,16).
в. Предостережения в связи с перспективой преуспевания в будущем (6:10-19)
Втор. 6:10-12. В их новой земле Господь собирался даровать евреям преуспевание "внезапно и вдруг". Но благополучие и процветание таят в себе опасность, т. к. человек, достигший их, склонен забывать Бога (сравните Прит. 30:7-9). Именно на вершине своего преуспевания совершил царь Давид величайшее из своих прегрешений (2-Цар. 11).
Втор. 6:13-19. Когда израильтяне станут процветать, тем более надо им будет блюсти в сердцах своих страх Божий (толкование на 4:10) и служить Ему, говорится в этих стихах. Повеление клясться именем… Господа здесь дается в подтверждение приказания бояться Его, потому что некто, произнося клятву именем Бога, Которого боится, тем самым берет на себя ответственность исполнить то, в чем клянется.
А если они забудут Бога (стих 12), то почти наверняка последуют за другими богами, потому что Бог вложил в сердца людей не только способность, но и потребность поклоняться высшей силе. Неверность же навлечет на них осуждение - ведь Господь… есть Бог ревнитель (сравните 4:24; 5:9; 32:16,21). Это значит, что Он ревниво охраняет то, что принадлежит Ему одному. Ревность в этом смысле этически оправдана, ибо она не то же самое, что зависть и вожделение к чужой собственности или привилегиям, тоже понимаемые как "ревность".
Моисей предвидел и другой грех, в который израильтяне, возможно, впадут в новой земле, - грех искушения Господа (6:16). Он ведь понимал, что время от времени народ будет сталкиваться с трудностями, как это было, к примеру, в Массе (сравните Исх. 17:1-7), где им нехватало воды, и они стали думать, что погибнут от жажды. Вместо того, чтобы довериться при этом испытании Богу, они стали искушать Его жалобами и раздорами между собой.
В будущем израильтянам следует помнить об этом случае, вызвавшем среди них замешательство. Им надо знать, что если они будут соблюдать Его заповеди… уставы Его и постановления (сравните Втор. 4:45; 6:1,20) и делать справедливое и доброе пред очами Его, тогда, несмотря ни на какие трудности, с которыми им, может быть, придется встретиться, им будет хорошо (сравните стих 3).
г. Передача Завета последующим поколениям (6:20-25)
Втор. 6:20-25. И снова напомнил Моисей своим слушателям, как важно соблюдать преемственность Завета, чтобы и дети их исполняли его. То, о чем говорится в данных стихах, как бы вытекает из сказанного в стихах 6-9, является параллелью и иллюстрацией к ним. Моисей прозревал в будущем дом Израилев, в котором слово Божие будет обсуждаться открыто и повседневно. Когда юный сын спросит у отца о значении израильского закона, тот, в ответах и объяснении, должен будет держаться определенной последоватеьности.
Первое, израильтяне были в рабстве в Египте (стих 21 а). Второе, Бог чудесным образом избавил израильтян (стих 216; сравните 4:29) и наказал египтян (6:22). Третье, все эти необычайные дела совершились во исполнение Его обещания, данного в древности патриархам (Аврааму, Исааку и Иакову) - образовать в земле Ханаанской новый народ из их потомков (стих 23; сравните Быт. 15:18-21; 17:7-8; 26:3-5; 28:13-15). Четвертое, слово Свое Бог дал им в виде постановлений - так, чтобы израильтяне всегда могли процветать (сравните Втор. 5:33), повинуясь им и боясь Бога (сравните 4:10; 6:13). Где-то в начале этой главы Моисей подчеркнул, как важно родителям любить Его всем существом своим. А тут, в конце главы, он указал, что один из аспектов этой любви к Богу (а "значит" и послушания Ему) состоит во внушении такой же любви к Нему детям.