Толкование Библии, Книга Второзаконие 12 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Второзаконие
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
В. Свод конкретных законов (12:1 - 26:15)
1. ВВЕДЕНИЕ (12:1)
Втор. 12:1. Постановления и законы, которые даются в этой части речи Моисея, не были предназначены к "изнурению" народа. Моисей намеренно не стал повторять многие подробности и правила, записанные в книгах Исход и Левит. Ведь Второзаконие соответствует закону, излагаемому в проповеди (точнее, это - наставление, "инструкции"; толкование на 1:5). Выступая перед народом, Моисей скорее стремился выявить, установить некоторые общие характерные признаки их образа жизни, определить его уровень и качество, чем пускаться в утомительные подробности, предусмотренные в своде законов.
Конкретные законы, перечисляемые в этом разделе, были даны в помощь людям, которым предстояло каждую сферу своей жизни подчинить Господу; эти законы должны были помочь им искоренить из своей среды все, что могло угрожать их истинному благочестию. Давались они в связи с предстоявшим вступлением на территорию Ханаана: Когда введет тебя Господь… в ту землю… старайтесь соблюдать все постановления и законы Его, которые предлагаю я вам сегодня (стих 29, 32).
2. ЗАКОН О ЕДИНСТВЕННОМ СВЯТИЛИЩЕ (12:2-28)
а. Повеление разрушить места поклонения хананеев (12:2-4)
Втор. 12:2-4. Горы и холмы имели в древности особое значение в некоторых религиях Ближнего Востока, так как исповедывавшие эти религии полагали, будто многие из их божеств возникли и обитали на этих возвышенных местах. И всякое ветвистое дерево имело значение в ханаанских культах, в центре которых были божества плодородия.
Господь повелевал повсеместно разрушать жертвенники их и столбы (в других переводах Библии - "священные камни"; сравните 7:5; Исх. 23:24; 34:13; столбы соответствовали мужским символам плодородия), а также сжигать рощи их, состоявшие из цельных древесных стволов с вырезанными на них изображениями богини Ашеры (Астар-ты), считавшейся богиней плодородия; в представлении хананеев она была супругой Ваала (Исх. 34:13; Втор. 7:5; 16:21). Истуканы богов (идолы - евр. пасил), вероятно, вырезались из камней.
Евреям необходимо было полностью истребить эти предметы культа, чтобы предохранить себя от искушения поклониться божествам хананеев, и не допустить осквернения истинного богопоклонения, которому были научены, элементами языческих ритуалов и чуждыми культовыми принадлежностями (12:4). "Частичную" лояльность Господь не потерпел бы. Но полностью уничтожив языческие святилища, израильтяне выразили бы свою безоговорочную преданность Ему. Вместе с тем они таким образом продемонстрировали бы, что не верят в ханаанских богов, а, значит, и "возмездия" с их стороны не опасаются.
б. О месте богопоклонения (12:5-7)
Втор. 12:5. Когда Израиль войдет в Обетованную землю, Бог изберет… место… чтобы пребывать имени Его там (сравните стихи 11,21; 14:23-24; 16:2,6,11; 26:2), т. е. Он назначит, где возвести им скинию, укажет место, где Бог и Его народ будут вступать в контакт между собой (сравните Исх. 33:7-11). Это не означало, что скинии всегда предстояло находиться в одном и том же месте - ведь ее, как мы знаем, переносили по Божиему указанию. Завершающее исполнение этого повеления состоялось столетия спустя, когда Бог позволил Давиду перенести скинию в Иерусалим, где позднее сын его Соломон воздвиг храм.
Повелением о единственном святилище подчеркивались три вещи: единство Бога (т. е. то, что богов - не множество, что Бог един есть), затем чистота израильского вероисповедания и, наконец, политическая и духовная общность еврейского народа.
Втор. 12:6. Всесожжения (Лев. 1), приносимые на место поклонения, должны были полностью сжигаться на жертвеннике. Они приносились по разным поводам - в знак всецелой зависимости верующего от Господа.
Слово, переводимое как "жертва" (зе-лах), подразумевает такую жертву, которая приносилась в признательность за что-то; кроме того, целью жертвоприношений была и, так сказать, "организация общего стола".
Речь могла идти о жертве благодарения (Лев. 7:12-15; 22:29-30), когда приносивший ее хотел возблагодарить Бога за что-то особенное, что Он сделал для него. Или это могла быть жертва по обету - по исполнении какого-то обета, данного Господу (Лев. 7:16-17; 22:18-23). Либо жертва от усердия, принесением которой верующий еврей выражал благодарность Богу (Лев. 7:16-17; 22:18-23), - не обязательно, однако, в связи с чем-то конкретным. (Относительно десятин толкование на Лев. 27:30-32 и на Втор. 14:28. Относительно закона о первенцах толкование на 15:19-23.)
Особые дары (буквально возношение рук ваших) предназначались для священников.
Втор. 12:7. "Служба поклонения", которую станет нести израильтянин, будет источником веселия для него (И ешьте… и веселитесь, вы и семейства ваши), если он и его соплеменники сохранят в новой земле верность Господу, ибо тогда они смогут рассчитывать на обильные Его благословения. Мысль о "веселии" в присутствии Господа неоднократно встречается во Второзаконии (стих 7, 12, 18; 14:26; 16:11; обратите также внимание на 16:14-15).
в. О том, когда вышеупомянутые правила вступят в действие (12:8-14)
Втор. 12:8-9. Раньше, во время пребывания Израиля в пустыне, Господь сказал Моисею, чтоб повелел народу не прежде забивать телицу, барана или козла, чем будет животное приведено ко входу в скинию - в качестве приношения Ему (Лев. 17:1-4). Для такого повеления у Бога было две причины. Во-первых, упомянутый запрет должен был помешать евреям поклоняться так, как поклонялись язычники (Лев. 17:5-9). Во-вторых, исполняя поставленное им условие, они не могли бы употреблять в пищу кровь жертвенных животных (Лев. 17:10-13).
Каждый делает, что ему кажется правильным - Моисей, возможно, имел в виду, что народ не очень-то тщательно соблюдает этот запрет (Лев. 17:3-4). Или, может быть, он намекал на известную путаницу в соблюдении запрета. Предлагаемое правило, однако, устраняло теперь всякую неясность относительно того, как есть и приносить в жертву мясо животных.
Втор. 12:10-14. Приношения (всесожжения, другие жертвы… десятины, особые дары, приношения по обету и т. д.; толкование на стих 6), будь то мясо или хлеб, могли быть предлагаемы только в скинии (сравните стихи 17-18), т. е. в месте, которое изберет Господь, -чтобы в нем пребывать имени Его (толкование на стих 5). Эти акты поклонения Богу должны были быть временем радости - "веселия" (стих 12).
г. О характере приношений при поклонении (12:15-28)
Втор. 12:15-16. Как дичь, так и животных, в другое время приносимых в жертву, можно было употреблять в пищу, и закапать их в этом случае разрешалось где угодно, а не у святилища - коль скоро они не Богу приносились. И не имело значения, чисты или нечисты церемониально были сотрапезники, раз животное не предназначалось для принесения в жертву. (Обрядовые законы или установления, которые, главным образом, находим в книге Левит, не были законами о морали: их целью было учить народ истинам о характере Бога, о человеческой природе и о взаимоотношениях людей с Богом.
К примеру, церемониальные (обрядовые) законы в 12-ой главе книги Левит, в которых рассматриваются вопросы деторождения, вовсе не предполагают, что процесс деторождения является чем-то скверным с этической точки зрения.) Запрещение употреблять в пищу кровь животных все еще оставалось, однако, в силе (толкование на Втор. 12:23).
Втор. 12:17-19. Вторично (сравните стихи 12-13) предупредил Моисей народ, чтобы все съестное, используемое в ритуале Богопочитания, съедали они в будущем только на том месте, где воздвигнуто главное святилище. Таким образом обеспечивалась чистота Богопочитания. И снова говорил о нем Моисей как о времени веселия и радости (сравните стих 12).
Поскольку левиты не имели племенного земельного надела (10:9; 12:12), они жили в городах среди других племен (стих 18; 14:29; 16:11). И народ должен был обеспечивать их всем необходимым (сравните 14:27).
Втор. 12:20-28. Разрешение есть мясо, не предназначенное для использования в обряде Богопочитания, в любом месте, т. е. не принося его предварительно ко святилищу, снова повторяется (стихи 15-16), с добавлением некоторых подробностей. Современному человеку все эти повторения могут показаться несколько утомительными.
Следует, однако, помнить, что первоначально книга Второзакония была представлена израильтянам в форме проповеди. А повторение играет важную роль в процессе усвоения чего бы то ни было; вдвойне важно оно при устном обучении слушателей, у которых не будет возможности "перечитать" то, что они упустили при первом слушании.
Объявленное прежде запрещение (Лев. 17:1-12) есть мясо животного, не приведенного предварительно к скинии, относилось лишь ко времени пребывания израильтян в пустыне, когда их "дома" были расположены вблизи святилища. Теперь же народу предстояло войти в Обетованную землю, где большинство его будет жить слишком далеко от главного святилища, чтобы можно было все мясо приносить туда. Потому-то и дано было разрешение забивать животных в пищу у себя дома и там же есть их мясо.
Разрешение это было, однако, сформулировано таким образом, что первоначальный смысл соответствующего повеления (запрета; Лев. 17:1-12) сохранился. Ведь в то время упомянутый запрет был направлен на предотвращение осквернения подлинного Богопочитания элементами ханаанских ритуалов, а также на то, чтобы удержать евреев от употребления в пищу крови животных. И в этой главе Моисей вновь предостерегает их, чтобы не употребляли в пищу кровь, независимо от того, дома (Втор. 12:23-25; сравните стих 16) или у святилища (стих 27) забито животное.
Кровь символизировала жизнь (кровь есть душа, стих 23). Воздерживаясь от употребления ее в пищу, израильтяне демонстрировали свое уважение к жизни и к Тому, Кто сотворил жизнь. Кроме того, как указано в Лев. 17:11, кровью искупается грех, она имеет в себе очищающую силу; следовательно кровь - святыня, и людям нельзя есть ее.
Первоначальный смысл сказанного в Лев. 17:3-4 Моисей сохраняет и тем, что повторяет: приносимое Господу должно приносить у главного святилища (Втор. 12:26-27; сравните стих 11, 17-18). А кровь при этом надо выливать у жертвенника для всесожжении.
Новым Заветом отменен закон о единственном (главном) святилище, потому что "святилищем" сделался каждый христианин, который есть "храм Бога живого" (2-Кор. 6:16). Однако вечный принцип, выраженный в законе о единственном святилище, по-прежнему в силе, потому что, как и раньше, Бог хочет, чтобы Ему поклонялись в чистоте (Иоан. 4:24) и чтобы народ Его сохранял единство (Фил. 2:1-5).
Каждый из трех разделов этой главы заканчивается наставлением, "быть начеку": берегись (стих 13), смотри (стих 19) и слушай и исполняй (стих 28). Обратите также внимание на стихи 1 и 30. Подобных эмоционально подчеркнутых призывов немало во Второзаконии, возможно, потому, что израильскому народу свойственны были беззаботность и небрежность.
3. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ИДОЛОПОКЛОНСТВА (12:29 - 13:18)
а. Уклонение от языческих ритуалов (12:29-32)
Втор. 12:29-30. Опять и опять провозглашает Моисей перед своими соплеменниками, как важно им избегать любых соприкосновений с культовой практикой язычников, ибо они будут завлекать их в свою сеть. Да не попадутся в нее евреи - из любопытства или по легкомыслию!
Втор. 12:31-32. Тем более это опасно для народа, подчеркивал Моисей, что культовая практика идолопоклонников ненавистна истинному Богу, Который потому и отделяет от них евреев. Худшим из гнусных дел, которые совершали язычники, было принесение ими в жертву собственных детей. Так, поклонение аммонитскому богу Молоху (Лев. 18:21; 20:2-5; 4-Цар. 23:10; Иер. 32:35) часто сопровождалось преданием огню - в качестве жертв - юношей и девушек. Между тем, за такие дела Бог повелел карать смертью (Лев. 20:2-5).
Но и царь Соломон, несмотря на Божий запрет, построил на мастичной горе капище Молоху (3-Цар. 11:7), а два других царя - Ахаз (2-Пар. 28:3) и Манассия (4-Цар. 21:6) приносили в жертву своих детей, сжигая их на огне. В числе причин переселения Северного, Израильского царства (в 8-ом веке до Р. Х.) главной называется эта вот практика детских жертвоприношений (4 Цар. 17:6,17).