Толкование Библии, 1 Паралипоменон 14 глава
Ветхий Завет
Новый Завет1 Книга Паралипоменон
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
Г Обоснование Давида в Иерусалиме (главы 14-16)
1. ЕГО ДВОРЕЦ (14:1-2)
1-Пар. 14:1-2. Царь Давид готовился к прибытию ковчега завета в свою новую столицу (глава 13), и примерно в то же время обдумывал он несколько строительных проектов (15:1). Главным среди них было сооружение царского дворца; на Ближнем Востоке этому придавалось самое серьезное значение, ибо по тому, насколько впечатляющим был дворец властителя, судили о силе его и могуществе.
Поддерживая дружеские, союзнические отношения с финикийским царем Хирамом (Тир был одним из главных городов Финикии), Давид прибег к его помощи: Хирам прислал Давиду - кедровые деревья для строительства дворца и многочисленных искусных мастеров, которыми славилась Финикия (сравните 2-Пар. 2:8-9). Давид знал, что он высоко вознесен Господом ради… Израиля.
2. ЕГО СЕМЬЯ (14:3-7)
1-Пар. 14:3-7. Другим символом царского могущества на Востоке считалось наличие у царя гарема со множеством жен и наложниц. И хотя полигамия была неугодна в глазах Божиих (Втор. 17:17), Давид не устоял перед искушением поддаться обычаю своего времени. Список его 13 сыновей, родившихся в Иерусалиме, отличается от приведенного в 2-Цар. 5:14-16; здесь добавлены Елфалет (в 1-Пар. 3:6 - Елифалет) и Ногах (14:5-6). Обоих находим и в родословии, представленном в 1-Пар. 3:5-9 (толкование на эти стихи). Сын Давида, названный здесь (14:7) Веелнада, в 3:8 назван "Елиадой". (таблицу "Семья Давида" в толковании на 2-Цар. 3:2-5.)
3. ЕГО ПОБЕДЫ НАД ФИЛИСТИМЛЯНАМИ (14:8-17)
1-Пар. 14:8-12. Еще одним свидетельством обретенных Давидом мощи и величия явилось его победоносное сражение с извечными врагами Израиля - филистимлянами. Осознав, что Давид не будет более ни вассалом их ни даже союзником (толкование на 2-Цар. 5:17-25), Филистимляне собрались в долине Рефаимов (в нескольких километрах на юго-запад от Иерусалима), чтобы напасть на него близ его столицы.
Но Бог дал Израилю нанести его врагам сокрушительное поражение; наступление евреев было столь стремительным, что Давид уподобил его прорыву воды. Место, где это произошло, получило название Ваал-Перацим (перацим значит "поражения"). Более чем за столетие до того Филистимляне захватили в сражении с Израилем ковчег Господа (1-Цар. 4:11), а теперь сами бежали в панике, побросав своих идолов.
1-Пар. 14:13-17. Однако некоторое время спустя Филистимляне вновь собрались в долине Рефаимов, угрожая Израилю. На этот раз Бог повелел Давиду, не вступая в сражение прямо, устроить своего рода засаду; Господь подаст ему знак, что в битву вступает Он Сам: это произойдет, когда евреи услышат шум как бы шагов по верхушкам тутовых дерев (сильный шорох листвы в верхней ее части). Тогда и надо будет начинать сражение. И сделал Давид, как повелел ему Бог, и опять одержал блестящую победу; он преследовал врагов, уничтожая их от Гаваона до Газера, т. е. на территории протяженностью более 20 км. И страх объял окрестные народы перед именем Давидовым.