Толкование Библии, 1 Паралипоменон 1 глава
Ветхий Завет
Новый Завет1 Книга Паралипоменон
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
I. Родословия (главы 1-9)
В разделе "Цель написания книги и ее построение" (Вступление) сказано, что основной упор в 1 и 2-Паралипоменон делается на династии Давида по линии Иуды и на линии Левия. Генеалогии (родословия), приводимые ниже, призваны показать, что Давид и Иуда были избраны Богом. И это их избранничество прослеживается "по нисходящей" вплоть до времени патриархов и даже до дней, предшествовавших им.
А. Генеалогии патриархов (глава 1)
При тщательном сравнении этого текста с "генеалогическими списками" в книге Бытие не обнаруживаются сколько-нибудь существенные различия. Автор или непосредственно цитирует из Бытия, или пользуется источниками, которые, в свою очередь, из него же исходили. Цели автора, однако, не совместимы с простым копированием текстов Бытия. Он подходит к ним выборочно, включая в свое повествование те народы, племена и отдельные личности, которые "имеют отношение" к его замыслу.
1. ГЕНЕАЛОГИЯ АДАМА (1:1-4)
1-Пар. 1:1-4. Приводимые тут имена основаны на Быт. 5:3-32; они - "вехи" на "пути происхождения" человечества от первого человека, Адама, через Ноя и трех его сыновей. Они позволяют летописцу показать не только то, что избранный народ укоренен в Израиле и в роде Давидовом, но и то, как произошел он лишь от одного из трех сыновей Ноя - того, через которого предстояло прийти в мир благословению искупления, а именно через Сима.
2. ГЕНЕАЛОГИЯ ИАФЕТА (1:5-7)
1-Пар. 1:5-7. Обычно Иафет. при перечислении сыновей Ноя, стоит последним. Здесь перечисление внуков Ноя начинается с сыновей Иафета. Комментарии на Быт. 10:2-4 помогут вам отождествить некоторые из этих, как и из следующих имен, с этническими и географическими названиями.
3. ГЕНЕАЛОГИЯ ХАМА (1:8-16)
1-Пар. 1:8-16. Этот "список" почти идентичен тому, что приведен в Быт. 10:6-8,13-18. Имеется даже краткое замечание относительно Нимрода (1-Пар. 1:10 сравните с Быт. 10:8-12), что несомненно подтверждает сказанное выше: перед глазами летописца был свиток книги Бытие с приведенными в нем родословиями.
4. ГЕНЕАЛОГИЯ СИМА (1 17-27)
1-Пар. 1:17-23. Родословия сыновей Ноя завершаются таковым Сима, потому что оно имеет наибольшее значение с богословской точки зрения. Ибо семиты, или семиты это та ветвь на родословном древе Ноя, которая дала миру Авраама, Израиля, а, значит, и Давида. Приведенная здесь генеалогия Сима основана, в первой своей части, на Быт. 10:22-29.
1-Пар. 1:24-27. Возвращаясь к родословию Сима, автор как бы подводит именам "краткий итог"; первые пять в нем (от Сима до Фалека, которые возглавляли пять следовавших друг за другом поколений) повторяются (сравните стихи 17-19); еще пять имен добавлено (от Рагава до Авраама; сравните Быт. 11:18-26). Пусть не удивляет читателя, что автором опущены имена братьев Авраама - Нахора и Харана (которые находим в Быт. 11:26). (Нахор, упоминаемый здесь в стихе 26, - дед Авраама, а не брат его.) Братья же Авраама не названы летописцем потому, что они стояли вне родословной линии от Адама до Давида.
5. ГЕНЕАЛОГИЯ АВРААМА (1:28-34)
1-Пар. 1:28-31. Этот раздел обращен к потомкам Авраама в соответствии с их материнской линией. Первыми названы сыновья Измаила, сына Агари (сравните Быт. 25:12-16). Для автора Измаил представлял интерес в плане той исторической обстановки, в которой он (летописец) жил, - как основатель целого ряда племен измаилитов. конечный ряд которых образовали аравийские племена, или арабы (1-Пар. 27:30; 2-Пар. 17:11; 21:16; 22:1,26:7; также Неем. 2:19; 4:7; 6:1).
1-Пар. 1:32-33. После потомков Измаила (Агари) названы сыновья Хеттуры, наложницы Авраамовой; все они перечислены и в Быт. 25:2-4. Любопытно, что летописец не назвал потомков Делана (указанных в Быт. 25:36), может быть, потому, что географически "деданиты" были сильно отделены от Иуды (Иер. 25:23).
1-Пар. 1:34. Наконец называется родословная ветвь Авраама, возникающая от Сарры, его жены, и продолжающаяся в Исааке; упомянуты оба его сына: Исав и Израиль (Иаков). Сразу после этого следуют их родословия - стихи 34-35 (линия Исава) и главы 2-7 (линия Иакова).
6. ГЕНЕАЛОГИЯ ИСАВА (1:35-54)
1-Пар. 1:35-42. Потомки Исава, осевшие в земле Едомской, на востоке и на юге от Мертвого моря (сравните Быт. 36:8), так же, как в книге Бытие, перечислены в "два приема" - вначале названы сыновья Исава (1:35-37), а затем - "цари, царствовавшие в земле Едома" (стихи 43-54), с которыми сыновья Исава смешались.
В русском тексте, в 1:36, пропущена при перечислении Фимиа (или Фамна); о тех списках Библии, где она имеется, ее иногда принимают за сына Елифаза, но из еврейского текста следует, что это была женщина, и в Быт. 36:12 именно о ней сказано как о наложнице Елифаза (ее дяди) и матери сына его, Амалика (в стихе 36 назван последним).
Из стиха 38 следует, что Фимиа (упомянутая в стихе 39) была дочерью Сеира, т. е. "праедомлянкой". Ее кровные родственники перечислены в стихах 38-42, и все это соответствует порядку перечисления в Быт. 36:20-29. за исключением некоторых "разнописаний" в именах. Кроме того, жены Исава, названные в Быт. 36, в 1-Пар. 1 не упомянуты. Причина этого неизвестна.
1-Пар. 1:43-54. Перечисление "едомских царей" идентично (если не считать незначительного "разнописания" имен) таковому в Быт. 36:31-43. Эти цари остались бы вовсе не известны, если бы не тесные и весьма продолжительные связи между Едомом с одной стороны и Израилем и Иудой - с другой; именно по причине этих связей они не выпали из поля зрения летописца.