otveti.org»Толкование Библии»1-я Книга Паралипоменон»11 глава

Толкование Библии, 1 Паралипоменон 11 глава

Б. Герои Давида (главы 11-12)

1-Пар. 11:1-3. История правления Давида из Хеврона и того, как им и его сторонниками были предприняты шаги для установления контроля над всем Израилем, в 1-Паралипоменон изложена вкратце. Опять же по той причине, что подробности этого были хорошо известны из 2-Царств. Летописцем повторно высвечены лишь необходимые ему нюансы. С другой стороны, те люди, которых Бог использовал в помощь Давиду, играют в его повествовании важную роль.

Он опускает те обстоятельства (такие, к примеру, как махинации Авенира; 2-Цар. 2:8-32), которые могли бы создать преувеличенное впечатление о роли в событиях "человеческого фактора". Повествование начинается прямо с обращения израильтян к Давиду с просьбой стать их вождем. Они признают, что это предусмотрено для него Богом (стих 2).

В ответ Давид заключает со старейшинами Израиля завет, или договор; процедура, очевидно, состояла в принесении Давидом клятвы верности тем положениям Моисеева закона, которые предписывались для исполнения будущему царю-человеку (Втор. 17:14-20).

1-Пар. 11:4-9. Затем Давид проследовал к Иерусалиму, или к Иевусу (Иис. Н. 18:16,28; Суд. 19:10-11), который занимал центральное (и нейтральное) положение между будущими Израилем и Иудеей, и взял его. Это оказалось возможным, потому что Иоаву удалось пробраться в город по водосточной трубе (2-Цар. 5:8). Крепость Сион, очевидно, представляла собой укрепленный холм, который возвышался над городом Иевусеев; овладев им, Давид устроил там свою резиденцию (1:5,7).

Крепость была присоединена к городу, строительство которого царь продолжил дальше на север. Весь он был окружен стенами (стих 8). Милло буквально значит "заполнение"; речь может идти о земляных валах на территории между холмами Иевус и Сион, "насыпанных" до уровня города (сравните с толкование на 2-Цар. 5:6-9).

Летописец выделяет Иоава как главное действующее лицо при захвате Иерусалима (в 2-Царств эта его роль не подчеркнута). Подвиг Иоава обеспечил ему пост военачальника (1-Пар. 11:6).

1-Пар. 11:10-14. Рассказчик представляет затем храбрых… Давида. Первым был назван Иоав; три других: Иесваал, Елеазар (стихи 11-12) и Шамма (2-Цар. 23:11). Иоав был племянником Давида, сыном его сводной сестры - Саруи (1-Пар. 2:16, а также 18:15; 26:28; 27:24). Иесваал (назван "главным из тридцати"; по другим переводам - "главным из офицеров", а в Септуагинте - "главным из трех") прославился тем, что поразил копьем триста человек в один раз. Во 2-Царств говорится о "восьмистах". По-видимому, в одной из книг вкралась ошибка при переписке: обозначения цифр 300 и 800 в древнееврейском очень похожи.

Елеазар прославился тем, что защитил от Филистимлян, сражаясь вместе с Давидом, Фасдамим (1:12-14). Третий герой, Шамма, не включен в это перечисление; о его подвигах рассказано в 2-Цар. 23:11-12.

1-Пар. 11:15-25. Из второй "тройки" героев поименно названы только двое. Рассказ о них начинается с того, как они, рискуя жизнью, добыли Давиду воды из колодезя Вифлеемского, когда он прятался от Филистимлян в пещере Одоллам. Царь был так растроган их самоотверженным поступком, что отказался пить эту воду и вылил ее, обратив в жертвенное возлияние Господу. Этот эпизод, описанный и в 2-Цар. 23:13-17, мог произойти в то время, когда Давид впервые, после взятия им Иерусалима, вступил в военное столкновение с филистимлянами (сравните 2-Цар. 5:17-21).

Итак, из второй "тройки" назван Авесса… брат Иоава (сравните 1-Пар. 2:16); после того, как он убил копьем… триста человек, его признали главным среди трех (стихи 20-21). Но, сказано, с первыми тремя он не равнялся.

Ванея сделался известным, убив двух сильных моавитян, льва во рве и силача Египтянина огромного роста. Давид очень приблизил к себе Ванею (стих 25); по другим переводам, сделал его начальником своих телохранителей. Позднее Соломон поставил Ванею главнокомандующим, вместо Иоава (3-Цар. 2:34-35).

1-Пар. 11:26-47. Список остальных героев почти идентичен тому, что приводится в 2-Цар. 23:24-39, если не считать некоторых разнописаний и других незначительных различий. Однако в 1-Паралипоменон список включает (1-Пар. 11:41-47) еще 16 имен после Урии Хеттеянина, которые не находим в 2-Царств. Без тех пяти человек, что названы в двух группах по три человека (1-Пар. 11:10-14 и стихи 15-25), список, приводимый здесь, насчитывает 30 человек - от Асаила (стих 26) до Урии Хеттеянина (стих 41 а), не считая "сыновей Гашема" (стих 34). (После имени "Гашем Гизоиитянин" следовало поставить точку с запятой, а не две точки.) Под ними могли пониматься: а) неопределенное число не названных по имени воинов; б) два или три человека, названные перед этим (стихи 326-33). Таким образом, еще 16 человек, поименованных после Урии, являются дополнением к первоначальному списку. Согласно 2-Цар. 23:39, всего "храбрых Давида" было 37 человек (толкование на 23:8-39 и там же таблицу "Храбрые Давида".)


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта