otveti.org»Толкование Библии»Книга Иов»16 глава

Толкование Библии, Книга Иов 16 глава

2. ВТОРОЙ ОТВЕТ ИОВА ЕЛИФАЗУ (главы 16-17)

а. Раздражение Иова (16:1-5)

Иов. 16:1-5. Пустые ("ветреные") слова "жалких утешителей" его (ближе к евр. тексту: "утешителей, усугубляющих несчастье") вконец вывели Иова из терпения. Будет ли этому конец? -восклицает он, обращаясь к Елифазу и, видимо, удивленный "ожесточением его позиции" во второй его речи: что побудило тебя так отвечать мне? Если бы они могли поменяться местами (стих 4), продолжает Иов, то и он мог бы бичевать друзей словами и издевательски кивать в их сторону головою. Однако он не поступил бы так.

В начале стих 5 должно стоять "но" (оно и стоит в англ. тексте): Но я подкреплял бы (действительно утешал бы) вас, а не растравлял бы ваши раны речами, сходящими с языка моего и с уст моих - такова мысль Иова в стихе 5. Именно так поступал он по отношению к другим людям в прошлом (Иов. 4:3-4; 29:21-23).

б. Страдание Иова (16:6-17)

Иов. 16:6-8. Иов сознает, что ни в словах его ни в молчании нет ему ни прока ни утешения (стих 6). Но, перестань он говорить, не явится ли это молчаливым признанием им несуществующей его вины? Вероятно, движимый этим чувством, Иов снова в муке своей обращается с горькими жалобами к Богу: это Ты разрушил… семью мою… изнурил меня! Во свидетельство, якобы о вине его, которой нет, Бог покрыл… лице Иова морщинами - знаками горя.

Иов. 16:9-14. Бога, в Его непонятной Иову враждебности против него, страдалец уподобляет дикому зверю, который терзает его, скрежещет на него зубами, не сводит с него страшного своего взгляда (стих 9). А тут еще злые люди, в руки которым Бог… предал его, сговорились против него и всячески над ним издеваются.

И все это обрушилось на Иова внезапно, посреди мирного течения его жизни (Я был спокоен; стих 12); в образах и аллегориях последующих стихов Иов описывает "нападение" на него Бога, Которого сравнивает, в частности, с безжалостным "ратоборцем" (воином; стих 14), бегущим на него. Низринув его в пучину бедствий, Бог поставил его мишенью гнева Своего (стих 12); беды, насылаемые Им, подобно "стрельцам", окружили Иова и поражают его, "рассекая внутренности его" (стих 13).

Приписывая Богу беспричинно-враждебное отношение к себе, Иов ошибался, но другого объяснения своим страданиям он не видел. Некоторые рассматривают стихи 10-11 как своего рода мессианские, "открывающие" в главе 16 "провиденье" Иовом Небесного Заступника; стихи 19,21. Ведь словами, которые Иов произносит в 16:10-11 (или очень близкими к ним) описывались на страницах Нового Завета страдания Христа.

Иов. 16:15-17. В знак терзающей его скорби Иов облачился во вретище (сравните Быт. 37:34; 4-Цар. 19:1; Неем. 9:1; Есф. 4:1; Плач. 2:10; Дан. 9:3; Иоил. 1:8,13) и в прах положил голову свою (буквально в евр. тексте: "свернул мой рог в прах"; напомним, что рог считался символом силы - Пс. 74:5; 148:14). Лице его побагровело от непрестанного плача, и черные круги смерти окружили очи его (стих 16). И это при том, повторяет Иов, что он не делал ничего дурного (вопреки утверждениям безжалостного Елифаза; 15:20) и всегда молился от чистого сердца (стих 17). Так за что же, за что Бог "враждует" (стих 9) против него?

в. Пожелание Иова (16:18 - 17:5)

Иов. 16:18-21. Иов молит, чтобы земля не сокрыла крови его (не впитала ее в себя), т. е. чтобы невинно пролитая, она была отомщена (сравните Быт. 4:10); здесь, возможно, - "увидена" Богом. Вторую часть стих 18 следует читать как "да не утихнет вопль мой!"

И вновь обращается Иов к Богу, казалось бы, столь враждебно к нему настроенному. Все - и разум и чувства - как будто свидетельствуют об этом страдальцу. Но он неотступно, вновь и вновь продолжает взывать к Нему, и в этом нельзя не видеть величайшего упования Иова на Бога, которое продолжает жить в нем, несмотря на все его муки, несмотря на молчание Всевышнего.

Земля "не сокроет его крови", и Бог в конце-концов признает, что она пролита невинно, и вопль Иова достигнет Его ушей. Он Сам станет Свидетелем его и Заступником в небесах (стих 19). И защитит его перед "многоречивыми друзьями" его (ближе к оригинальному тексту - перед "насмешниками друзьями" его). И об этом течет к Богу слеза Иова (стих 20).

Слово состязание в стихе 21 не следует, конечно, понимать в значении попытки "сравняться" с Богом: Иов хочет получить право говорить с Ним и получать от Него ответы, как это происходит в общении между людьми. И вот в момент очередного прозрения (стих 19) Иов свидетельствует, что такое возможно, потому что есть у него Заступник… в вышних (в небесах).

Иов. 16:22 - 17:2. Иову очень важно оправдаться перед Богом, ему тем более необходимо это, что конец его близок. Однако в окружении друзей-врагов, добивающих его насмешками, он и умереть не может спокойно.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта