Толкование Библии, Книга Иов 33 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Иова
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
в. Первый ответ Елиуя Иову (глава 33)
Как это показано в "Обзоре речей Елиуя", молодой богослов дал Иову ответ на жалобы его, сведя их к трем основным. Начинает Елиуй с ответа Иову на то, что Бог будто бы молчит.
1) Итак, слушай, Иов (33:1-7).
Иов. 33:1-5. Примечательно, что Елиуй обращается к Иову подчеркнуто лично, неоднократно называя его по имени (стихи 1,31; 37:14), или ссылается на имя его, говоря о нем в третьем лице (к примеру, 32:12; 34:5 и др.), что совершенно нехарактерно для "трех друзей". Упомянутая особенность речей Елиуя - одно из свидетельств искренности их и горячности. Он призывает Иова говорить "на равных", исходя из того, что оба они сотворены Вседержителем (стихи 4-5).
Иов. 33:6-7. В стихе 6 - продолжение мысли о равенстве Елиуя и Иова перед Богом, на этот раз - физическом: Я образован также из брения (из глины). Вместо Бога в первой фразе стих 6 следует читать как "перед Богом"; ясно, что Елиуй не мыслил себя в качестве "заместителя" Всевышнего, но хотел подчеркнуть, что он и Иов равны перед Богом. Отсюда следует, что Иову не надо испытывать страха и смущения перед ним, Елиуем (стих 7). Рука моя не будет тяжела для тебя (в значении "я не стану давить на тебя и "критикой" своей пригибать тебя к земле", как это, подразумевается, делали "трое" в черствости их и высокомерии).
Образ руки, которую Елиуй предлагает Иову, рассматривают и как образ его посредничества между ним и Богом. (В этом, возможно, смысле и употреблено в еврейском оригинале выражение, которое некоторыми переводчиками на другие языки передано как "вместо".) Если исходить из такого понимания текста, то одну свою руку Елиуй хотел бы возложить на Иова, а другую - "положить на небо". Однако, если первое ему было дано, то второе - нет. Поэтому-то все, что Елиуй говорил, хоть и было "шагом вперед" в направлении истины (по сравнению с речами "троих"), оставалось "речами человеческими", посредничеством человека, а в нем Иов не нуждался. его слова в 9:33 - "Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас". И в 13:3 - "Но я к Вседержителю хотел бы говорить".
Обзор речей Елиуя:
Много их, учителей, пользовавшихся мировой известностью, "человеческих посредников" - появлялось в истории. Среди самых известных были Будда и Магомет. Но и они и другие клали "свою руку" только на человека, и поэтому достичь действительного соединения человека с Богом не могли. По силам это оказалось лишь Тому, Кто приходил на землю как совершенный Богочеловек, как живое Слово Божие. Имя Ему - Господь Иисус Христос.
2) Елиуй подводит итоги обвинениям Иова против Бога.
Иов. 33:8-11. По словам Елиуя, он вслушивался в звук каждого слова, произносимого Иовом: Ты говорил (их и) в уши мои, и я слышал… (стих 8). В дальнейшем Елиуй действительно то и дело ссылался на сказанное Иовом (Таблицу "Елиуй ссылается на слова Иова"), и это давало ему право на объективный анализ его позиции. Вкратце она сводилась к тому, что Иов объявлял себя невиновным и сетовал на несправедливое отношение к себе со стороны Бога, Который считает его Своим противником и уподобил закованному в колоду узнику (стихи 9-11).
3) Елиуй: человеку не следует "состязаться" с Богом (33:12-33).
Иов. 33:12-13. Вот в этом (в том, что Бог считает тебя "противником" и несправедлив к тебе - стихи 10-11) ты неправ, восклицает Елиуй. Вседержитель не может враждовать с тобою прежде всего потому, что Он выше человека. Иов считает, что Бог "скрывается от него" (13:24), но и это неверно, поскольку Он никому из людей не дает отчета ни в каких делах Своих.
Зачем же Иову, который и сам догадывается об этом (9:12) и сознает все превосходящие власть и премудрость Бога, вступать в "состязание" с Ним? (стих 13) Если "Бог выше человека", то не следует ли из этого (подразумевает Елиуй), что Иов, как и всякий человек, обладающий ограниченным разумом, просто не может понять смысла и мотивов действий Творца! Люди, возможно, полагают, что они продиктованы Его враждебностью к ним, но на деле это не так.
Елиуй ссылается на слова Иова
Первая речь Елиуя:
33:9а "Чист я" (сравните 6:10; 9:21; 10:7; 12:14; 16:17; 31:6)
33:9б "Без порока" (сравните 13:23; 23:11)
33:9в "Невинен я, нет во мне неправды" (сравните 9:20-21; 10:7а; 27:8)
33:10а "А Он нашел обвинение против меня" (сравните с 10:6)
33:10б "Считает меня Своим противником" (13:24; 19:11)
33:11а "Поставил ноги мои в колоду" (сравните 13:27)
33:11б "Наблюдает за всеми путями моими" (сравните с 7:17-20; 10:14; 13:27)
Вторая речь Елиуя:
34:58 "Я прав" (сравните с 9:15,20; 27:6)
34:56 "Но Бог лишил меня суда" (отказывает мне в правосудии (сг. 19:6-7; 27:2)
34:68 "Должен ли я лгать на правду мою?" (сравните 27:5-6)
34:66 "Я страдаю без вины" (смысл фразы); (сравните 10:7; гл 31)
34:8 "Нет пользы человеку в благоугождении Богу" (сравните 21:15)
Третья речь Елиуя:
35:2 "я правее Бога" (Елиуй подразумевает, что Иов считает себя "правее Бога", так как стоит за справедливость воздаяния, тогда как Бог карает невинных наряду с виновными; сравните 9:22-23)
Четвертая речь Елиуя:
36:23 "Ты (Бог) поступаешь несправедливо" (сравните 19:6-7)
Иов. 33:14-18. Да, Бог не отчитывается в Своих мыслях и делах перед людьми, ибо они не могут понять их, и все-таки, утверждает Елиуй, Он говорит с ними и раз… и, если того не заметят… другой (стих 14). В частности, во сне, в ночном видении, или когда человек охвачен дремотой, Он открывает у человека ухо (образ ниспослания ему откровения) и, чтобы тот не забыл наставления свыше запечатлевает его (буквально - "налагает печать" на то, подразумевается, что "внедрил" в него во сне или через видение); стихи 15-16.
Цель таких откровений, продолжает Елиуй, предостеречь человека от опасного предприятия, греховного поступка или действий, продиктованных гордостью, - с тем, чтобы сохранить ему жизнь (стихи 17-18; пропасть в стихе 18 употреблена в значении "могилы"). (Заметим, что если в ветхозаветное время Бог довольно часто говорил к людям во сне, в видениях или через пророков (Евр. 1:1), то в новозаветное время говорит к нам через Христа, Который есть живое Слово (Евр. 1:2), и Библию - "богодухновенное Писание"; 2-Тим. 3:16.)
Иов. 33:19-22. И к мучительным для человека "способам вразумления" прибегает Бог, замечает Елиуй. Он говорит к нему, поразив его болезнию… и жестокою болью, так что тот теряет аппетит, я остаются от него "кожа да кости"; и жизнь его готовы взять ангелы смерти (в таком звучании окончание стих 22 ближе к подлиннику).
Иов. 33:23-24. Тут скорее Ангел - посредник (евр. мелиц). Если среди множества ("тысячи" ангелов найдется "посредник" для сраженного болезнью грешника, который укажет ему на прямый (праведный) путь для него, т. е. на путь покаяния и веры как средство избавления от страдания, то и Бог умилосердится над ним и повелит сохранить человеку жизнь. Очевидно, "умилостивлением" (или "выкупом") для Бога послужат в этом случае пережитые грешником страдания и его раскаяние. (Заметим, что в отличие от Елифаза, не верившего в помощь (и посредничество) ангелов (5:1), Елиуй верил в него.)
Иов. 33:25-28. В результате посредничества ангела грешнику будет возвращено здоровье, какое он имел в юности, а главное - праведность его. Он станет духовно сильным и будет постоянно подкреплять себя молитвой Богу и пользоваться милостью Его. (сравните сказанное здесь со схожими словами Елифаза в 22:26 и Вилдада - в 8:6,21.) Другим людям он станет говорить, что за грехи свои он, хоть и был наказан, но еще недостаточно (я… превращал правду, и не воздано мне; стих 27; сравните 11:6), однако, Бог, в милости Своей, спас его от смерти, и, вот, он снова видит солнечный свет (стих 28).
Мысль Елиуя сводится здесь к тому, что тяжкое страдание может привести человека к еще более глубокой вере в Бога, сделать его Божиим свидетелем перед другими людьми.
Иов. 33:29-30. Продолжение той же мысли. К подобным испытаниям, но для блага человека, а не из вражды к нему, Бог может прибегать неоднократно на протяжении его жизни (как и к откровениям - ради предостережения и наставления его), говорит Елиуй. Следовательно, неправ Иов, видящий в постигающих людей бедствиях лишь выражение гнева Божия.
Иов. 33:31-33. Настроенный к Иову (в отличие от "троих") благожелательно и сочувственно, Елиуй, с одной стороны, хочет научить его мудрости (Внимай… слушай… я научу тебя; стих 31,33), т. е. своему пониманию смысла бедствий и их "назначения", а, с другой стороны, хочет знать мнение Иова по поводу того, что он станет ему говорить (его оправдания; стих 32).
Итак, для Елиуя страдание, хотя оно и сопряжено с грехом (стих 27), выполняет скорее "защитную" чем карательную функцию. Елифаз, Софар и Вилдад утверждали, что Бог насылает на людей бедствия, чтобы покарать их; Елиуй же говорит, что Бог делает это с целью наставления и вразумления. Он подчеркивает, что страдание способствует "отвращению от греха" и таким образом спасает от смерти, которую грех за собою влечет. Однако в случае Иова - в той или иной степени - ошибались все четверо, ибо все они исходили из того, что страдания людей всегда сопряжены с их согрешениями.
В конце-концов Бог заговорил к Иову (главы 38-41), заговорил непосредственно, не через ангела. И Иов испытал радость еще более близкого и глубокого общения с Ним (42:5-6,9), и Он дал ему насладиться долгой и полной жизнью (42:10,12,16).
2. ВТОРАЯ РЕЧЬ ЕЛИУЯ (глава 34)
Поскольку Иов хранил молчание (сравните 33:23), Елиуй продолжал говорить. В своей второй речи он отстаивает справедливость Вседержителя, возражая на утверждения Иова, будто он - несправедлив. Вначале Елиуй обращается ко всем слушающим его (стихи 2-15), а, начиная со стихом 16, - преимущественно к Иову, желая привлечь его особое внимание к своим словам.