Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Иов»28 глава

Толкование Библии, Книга Иов 28 глава

в. Иов о Божией мудрости (глава 28)

В этой главе Иов говорит о неспособности человека полностью постичь мудрость Божию (сравните 26:14), и, следовательно, все "пути" Его. В излагаемых им мыслях, несомненно, содержится возражение троим его оппонентам, которые претендовали на полное понимание действий Бога в жизни Иова. Логическую связь этой главы с предыдущей можно проследить в том, что Иову причина гибели нечестивого (глава 27) видится в непрочной основе его благосостояния.

Ибо оно строится на стремлении к тленным земным богатствам и на обладании ими, тогда как прочная основа человеческого существования - в страхе Господнем (28:28). В нем - спасительная премудрость, которая грешнику, однако, недоступна. Известная только Богу, она открывается тем людям, которые уповают на Него.

Отдав дань человеческой мудрости (у Иова она предстает в красочном описании того, как люди извлекают из земли скрытые в ней природные сокровища), он переходит к премудрости Божией, к разуму духовному, "местонахождение" которых открыть несравненно труднее чем залежи драгоценных руд и камней.

Иов. 28:1-11. Неточная жила… серебра - место естественного его выхода на поверхность.

Железо добывают из земных недр (хотя начало железного века относят примерно к 1200 г. до Р. Х. - тогда из железа стали повсеместно производить орудия труда и войны, известно оно было задолго до этого;, к примеру, Быт. 4:22); из руды выплавляют медь.

Смысл стих 3 в том, что человек научился находить нужные ему руды в земле; во мрак ее недр он вносит источники света, и тщательно разыскивает камень.

В стихе 4 - описание спуска рудокопов в шахты, вырытые вдали от населенных мест Спускаясь туда с помощью веревок или каких-то иных приспособлений, они повисают на них и раскачиваются (висят и зыблются).

В поисках металлов и минералов землю роют как в вертикальном направлении, так и по горизонтали: она вся внутри изрыта, и в ней находят "камешки" сапфира и крупинки золота (стихи 5-6). Все эти сокровища залегают на такой глубине, что не видны ни далеко видящему орлу (в русском переводе - хищная птица), ни коршуну. Места залегания их, далеко расположенные от человеческих поселений, не попирали ни скимны (львы) ни шакалы (стихи 7-8).

Люди же, работающие там, научились разбивать гранитные породы и производить обвалы в горах (стих 9), пробивать в скалах тоннели (стих 10), отводить в сторону мешающие работе подземные воды. Все это ради того, чтобы вывести на поверхность подземные сокровища (стихи 9-10).

Иов. 28:12-19. Здесь заключена очень важная мысль: человеческой мудрости подвластны земные знания, но высшая мудрость (премудрость) не… на земле… обретается, и ни за какие земные сокровища приобрести ее невозможно. Евр. хохма, переведенное как "премудрость", предполагает проникновение в глубинную суть вещей к те духовные познания и связанные с ними нравственные критерии, которые положены в основу человеческого существования (стихи 12-13).

Бездна (стих 14) соответствует здесь понятию подземных рек и водных источников (Быт. 49:25 и толкование на этот стих). Следует перечисление драгоценных металлов и камней и подводных сокровищ (стих 18), на которые не купить "премудрости"; кристалл в стихе 17 - это стекло, почитавшееся на древнем Востоке предметом роскоши. "Топазом Ефиопским" в стихе 19 названы желто-оранжевого цвета алмазы, которые по имеющимся свидетельствам находили в Эфиопии Ср со схожими оценками мудрости в Прит. 3:13-15; 8:1; 16:16.

Иов. 28:20-27. Стих 20 близок по звучанию к стих 12. однако, здесь вопрос ставится более конкретно: откуда же исходит премудрость? и где место (источник) разума? Как, каким образом обрести их? Пробуя ответить на поставленные им вопросы, Иов вновь говорит о том, что сокрыта она (премудрость) от очей всего живущего, и птицы, которые повсюду летают и далеко видят с небес, не могли бы ответить, где она утаена.

И в царстве смерти (толкование на 26:6) лишь слышали о ней (стих 22). Знает же о ней все только Бог, вездесущий и всеведущий, провозглашает Иов (стихи 23-24).

Замечательны по смыслу своему стихи 25-27. Премудрость была тем, чем руководствовался Господь, творя вселенную. В гении Творца она и проявилась в полную меру. "Бог видел премудрость" (стих 27) понимают иногда в том значении, что она была перед Ним как идеальный прообраз творения. В созданном Им Он… явил ее и придал ей характер вечного закона (приготовил ее); и еще испытал ее может означать, что способность сотворенного мира к существованию и развитию убедили Бога в том, что установленные Им законы "действуют". поэтически звучащие и по мысли своей совпадающие со сказанным здесь стихи в книге Притчей (Прит. 8:22-30).

Иов. 28:28. И тут Иов заявляет, что то, что нужно знать человеку о премудрости, Бог сказал ему: это страх Господень… и удаление от зла. "Страх", т. е. почитание Господа и подчинение Ему, - вот та основополагающая идея, которую осуществил Бог при сотворении человека. Человек должен "удаляться от зла" - отвергать его и жить в согласии с законами Божией святости.

Обвинители Иова настаивали на том, что он Бога не боится и от греха "не удаляется", а, значит, мудрость ему не присуща. Но из того, что говорил Иов в главе 28 (особенно в последней ее части) следует иное: он всегда испытывал благоговейный страх перед Богом и ненавидел грех (Прит. 8:13). И это соответствует тому, что говорит об Иове Сам Бог (1:1,8; 2:3).

Заключительный стих главы 28 связывает ее со следующей главой, где Иов приводит "аргументы" в пользу своей богобоязненности, и с главой 31, где он перечисляет свидетельства того, что зла он не совершал и грех всегда был чужд ему.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта