Толкование Библии, Книга Иов 35 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Иова
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
а. Иов не последователен в своих суждениях (35:1-3)
Иов. 35:1-3. Приписывая Иову слова, будто он "правее Бога" (стих 2), Елиуй исходил из многих положений, Иовом высказанных. Смысл этой фразы в том, что он, Иов, стоит-де за справедливость воздаяния праведникам и грешникам, тогда как Бог не делает различия между ними (к примеру, 9:22).
В стихе 3 Елиуй подразумевает, в частности, слова Иова, записанные в 34:9. (В русском тексте стих 3-неточность; лучше читать: как если бы я не грешил. По другим переводам: "был бы очищен от греха" (через покаяние). Создается впечатление, что, ссылаясь на сказанное Иовом в разное время, Елиуй упрекает его в непоследовательности: справедливо ли (стих 2), последовательно ли, что ты, утверждая, будто невиновность не имеет цены в глазах Божиих, тем не менее, уповаешь на оправдание Его (13:18) и благое тебе воздаяние?
б. О неспособности человека воздействовать на Бога по причине величия Его (35:4-8)
Иов. 35:4-8. Продолжая говорить лично к Иову, Елиуй в то же время обращается и к "друзьям" его. Если небо и облака… выше тебя, то насколько выше (подразумевает он) всех нас Бог! Не следует ли из этого, что ни грехи человеческие, ни добродетели не затрагивают Его? (стихи 6-7) сравните со схожими рассуждениями Елифаза в 22:2-3 и 22:12. Нечестие наше и праведность сказываются лишь на людях - таких же, как мы сами (стих 8).
Можно, очевидно, "продолжить" мысль Елиуя, не рискуя приписать ему того, что он в виду не имел: когда Бог являет милость, то не потому, что человек убедил Его явить ее, и когда Он карает, то не потому, что человек нанес вред Ему. Бог всевластен. Он превосходит всесущее и потому действует по Своему лишь усмотрению. Он неподкупен и, осуждая человека, руководится некими твердыми принципами и беспристрастием, не поддающимися никакому воздействию извне.
в. Бог не реагирует на "вопли человеческие" и по причине гордости злых людей (35:9-16)
Иов. 35:9-12. Вероятно, в стихе 9 Елиуй подразумевает мысль, выраженную Иовом в 24:12- "Господь не реагирует на стоны и жалобы страдальцев". Так ли это, и, если так, то почему? Да, соглашается Елиуй, далеко не всегда отвечает Бог на обращенные к Нему "вопли", но не отвечает потому, что нередко "угнетенные" обращаются к Нему лишь в поисках выхода из своих мучительных ситуаций, однако, как своего Творца они Его не ищут (стих 10; сравните Иер. 2:6, 8). Фраза Который дает песни в ночи означает, что именно Бог внезапно (передано словами в ночи; сравните 34:20,25) посылает среди бедствия избавление, и тогда уста спасенных возносят Ему радостные песни хвалы и благодарности,
В стихе 11:12 Елиуй говорит о том, что, хотя Господь научает и вразумляет… нас более чем скотов земных и птиц небесных, стоны людские подчас подобны вою раненых животных; страдая от злой гордости своих притеснителей, люди лишь ищут выхода из своего положения, вместо того, чтобы в смирении и молитве искать Бога. И такие стоны, даже и облеченные в молитвенную форму, но не от сердца идущие, нередко остаются без ответа свыше.
Можно предположить, что в "гордости" (стих 12) Елиуй винит здесь и Иова, и хочет сказать, что именно по причине ее, выражающейся в дерзости и нетерпении, не слушает его Бог.
Иов. 35:13-15. стих 13 не точно передан по-русски. Вот буквальное его прочтение: "Бог не слушает беззакония, и Вседержитель не взирает на него".
Иов жалуется, что не может "докричаться" до Бога, что "не видит" Его, но причина этого не во Всевышнем, а в самом Иове, следует из стиха 14. Однако это не значит, что Иов так и останется без ответа: жди, говорит Елиуй, и суд над тобой совершится. В стихе 15 - продолжение этой мысли Елиуя. Буквально этот стих читается так: "Если Его гнев не обнаружится сразу, то следует ли отсюда, что Он не обращает внимания на преступление"
Иов. 35:16. Непоследовательность, а, значит, легкомысленность и безрассудность речей Иова не подлежат для Елиуя сомнению. Не жаждет ли патриарх встречи с Богом ради оправдания своего и очищения? И не он ли утверждает в то же время, что Бог не наказывает грешников (тут Елиуй искажает мысли Иова, предполагавшего, что суд над "беззаконными" все-таки совершится, но по смерти их; 27:13-23) и безразлично взирает на грех (24:1-12)?
Елиуй полагает, что до тех пор. пока Иов будет ставить под сомнение пользу благочестия (стих 3) и считать, что Бог бесстрастно взирает на грех, пока он будет молиться, не смирив гордого сердца своего (стих 12), нет ему смысла ждать очищения и оправдания.