Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»Книга Иов»22 глава

Толкование Библии, Книга Иов 22 глава

1. ТРЕТЬЯ РЕЧЬ ЕЛИФАЗА (глава 22)

В третьей речи Елифаза, который заговорил внезапно, не содержится никакой реакции на все сказанное перед тем Иовом. Создается впечатление, что Елифаз твердо вознамерился "поставить Иова на колени", принудить его к покаянию в его грехах.

а. Бог нимало не заинтересован в Иове (22:1-5)

Иов. 22:1-4. Богу нет пользы от благочестивого образа мыслей и поведения человека. Разумный доставляет пользу лишь себе, утверждает Елифаз, как нечестивый (подразумевается) себе же вредит. Богу ты не повредишь (это уже прямо к Иову), и Он не боится тебя, читается в стихе 4, а потому не станет Он… судиться с тобою. Ибо, будучи совершенным, руководится лишь правилами абсолютного правосудия, не ища удовольствия в праведном и не опасаясь поступков неправедного.

Иов. 22:5. В стихе 5 Елифаз опять "подводит итог": все страдания Иова - от его "великой злобы" и "бесконечных беззаконий"; других объяснений им нет.

б. Елифаз о "житейских" грехах Иова (22:6-11)

Иов. 22:6-9. Следует "град" ни на чем не основанных обвинений со стороны Елифаза. 1) Иов - жаден и бесчеловечен: будучи богачом, он брал залоги со своих соплеменников (братьев), снимая одежду… с полунагих. Напомним, что, согласно Моисееву закону, кредитор, бравший в залог одежду, должен был к ночи вернуть ее должнику, чтобы тот не замерз (Исх. 22:26-27; Втор. 24:10-13). Позже Иов ответит на это и последующие ложные обвинения в свой адрес (Иов. 31:19-22).

2) Иов отказывал в воде жаждущему, а голодному - в хлебе (стих 7). Стих 8 не совсем верно переведен на русский язык. Смысл его в том, что Иов, будучи "человеком сильным", захватывал чужую землю и не давал возможности "слабому" селиться на ней.

3) Тяжкое преступление совершал он, не оказывая милости вдовам и сиротам (стих 9). в этой связи Исх. 22:22; Втор. 27:19; Иер. 7:6; 22:3; Зах. 7:10. Стих 9 сравните со словами Иова в 31:16,21-22.

Иов. 22:10-11. Соответственны и кары, постигшие Иова: петли, в которых он запутался, - образ его болезни, потерь, бесславия; он не видит выхода из них (тьма вокруг него); множество вод, покрывших его, - опять-таки образ "множества" бед, обрушившихся на Иова и надвигающейся на него гибели.

в. О духовном неповиновении, дерзости Иова (22:12-20)

Иов. 22:12-14. Опять подчеркивает Елифаз непреодолимое расстояние между Богом и человеком (сравните 4:17-19; 5:9; 15:14-16). Но раз величие Его - беспредельно, и жилище Его - превыше… небес, как решается Иов на немыслимую дерзость свою, ставя под вопрос всевиденье Бога, Который будто бы не видит происходящего на земле "из-за завесы облаков" (сравните стихи 13-14 с Плач. 3:4; Пс. 72:11 и 93:7; Ис. 29:15; Иез. 8:12), а видит и знает лишь происходящее на небе? (стихи 13-14) И, следовательно, не в состоянии вершить справедливый и беспристрастный суд на земле!

Но Елифаз искажает действительные слова Иова (21:22). Иов как раз утверждал, что Бог обладает высшим знанием, это-то и смущало его и приводило в отчаяние. Иов не говорил, что Бог не видит человека, он утверждал, что Вседержитель видит и знает его (7:17-20; 14:1-3).

Иов. 22:15-18. "Старший" из обвинителей задает Иову риторический вопрос, подразумевая, что Иов, да, держится пути древнего, по которому шли люди беззаконные, за что и были преждевременно (по человеческому рассуждению) истреблены потопом (стихи 15-16). Как те самоуверенно отвергали Бога (стих 17), несмотря на все благословения Его (стих 18), так (имел в виду Елифаз) поступает теперь Иов. Недружелюбно и высокомерно ведет себя Елифаз, сознательно искажая то, что в действительности было сказано Иовом (21:14-16). В конце стих 18 он дословно цитирует Иова (сравните 21:16), но уже от своего имени, и этим как бы подчеркивает, что не Иову произносить подобные слова! Вот он, Елифаз действительно, отвергает совет нечестивых, к которым по-прежнему причисляет Иова!

Иов. 22:19-20. В англ. тексте Библии стихи 19-20 стоят в настоящем времени, и это проясняет их смысл: не только в прошлом, но и теперь радуются праведники… и непорочный смеется торжеству справедливости, т. е. бедствиям нечестивых (включая Иова). Иов сам сказал, что пусть, мол, друзья насмехаются над ним, предварительно выслушав (21:3), и вот Елифаз "с радостью" делает это. Первоначально сдержанный и вежливый (сравните 4:2), он становится все более злобным.

г. Елифаз опять призывает Иова к покаянию (22:21-30)

Иов. 22:21-30. Но после всех своих инсинуаций и лживых заявлений в адрес Иова Елифаз вновь призывает его к покаянию с тем, чтобы удалить беззаконие от шатра своего и вновь устроиться, как прежде. "Сблизься же с Ним, прими Его закон, и Его слова, и через это возвратится к тебе добро", - восклицает Елифаз (стихи 21-23). В стихе 24 Елифаз заверяет Иова, что, покаявшись, он опять станет настолько богатым, что драгоценные металлы, включая золото Офирское (сравните 28:16; Ис. 13:12; Офир находился в юго-западной части Аравийского побережья) будут не более ценны в его глазах чем пыль и речные камни.

Вседержитель, Которому одному станет радоваться Иов, заменит ему и серебро и золото. Он будет отвечать на его молитвы и вложит в сердце его желание исполнять данные им обеты (стихи 25-27). И все задуманное им осуществится, ибо над путями его будет сиять свет. Иов, продолжал Елифаз, обретет способность ободрять павших духом, препятствуя им впадать в греховное отчаяние и суля, на основании собственного опыта, возвышение в будущем (стих 29) Если руки Иова будут чисты (в значении "чистой будет жизнь его"), то через его молитву Бог избавит и виновного (стих 30) Судя по тому, что прежде Елифаз утверждал, что в праведности человеческой Богу нет ни пользы ни удовольствия (22:2-3), здесь он иллюстрирует ту свою мысль, что покаяние и последующая праведная жизнь Иова послужат на пользу лишь ему самому, хотя это и не вполне вяжется с ответами Бога на молитвы праведника и избавление через него других людей.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта