otveti.org»Толкование Библии»Книга Иов»23 глава

Толкование Библии, Книга Иов 23 глава

2. ТРЕТИЙ ОТВЕТ ИОВА ЕЛИФАЗУ (главы 23-24)

Оставив (до поры до времени; глава 31) без внимания голословные утверждения Елифаза, Иов размышляет здесь о несправедливостях, от которых пострадал он и от которых страдают другие. Он опять говорит о желании "представить свое дело Богу" (23:1-7) и сокрушается по поводу недоступности Его и несправедливости (23:8-17) и по поводу Его непонятного молчания относительно безобразий, творящихся в мире (глава 24).

а. "О. если бы я знал, где найти Его" (23:1-9)

Иов. 23:1-7. Предложение Елифаза "сблизиться с Богом" (22:21) Иов никак не отвергает, но ведь Бог Сам не допускает, не хочет этого сближения, и потому все еще… горька речь Иова, страдания которого, однако, горше (тяжелее) стонов его. Он горячо желает найти Бога и приблизиться к престолу Его, чтобы изложить пред Ним дело свое. О, если б ему узнать, в чем обвиняет его Всевышний (узнал бы… и понял бы, что Он скажет мне), он постарался бы привести убедительные слова в свое оправдание (стихи 4-5).

Психологически понятны метания Иова от отчаяния (нет у него возможности убедить Бога в своей невиновности; 9:14-16) к надежде: под впечатлением фактов, которые приведет Ему Иов, всемогущий Бог не станет состязаться с ним (в значении "обвинять его"); стихи 4-6. И тогда он, праведник, мог бы состязаться (здесь в значении "доказать свою невиновность"; слову "состязаться" в еврейском тексте (стих 6 и стих 7) соответствуют два разных слова - риб и йаках; оба они являются "судебными терминами"). Если бы Бог благосклонно выслушал его, то, не сомневается Иов, он навсегда получил бы свободу от грозного Судии своего!

Иов. 23:8-9. Образное выражение той мысли, что Бог скрывается от Иова, ищущего Его, и Сам избегает сближения с ним.

б. Иов снова настаивает на своей невиновности (23:10-12)

Иов. 23:10-12. Проявление к себе вражды со стороны Бога Иов видит в том, что Он, Который знает путь его, потому и уклоняется от встречи с Иовом, что благочестие его Ему известно. В случае "судебного разбирательства" (пусть испытает меня) Иов вышел бы чистым, как золото, выходящее из горнила. Он не сомневается в этом, потому что всегда держался стези Его и от пути Его… не уклонялся, как не отступал от заповедей и "глаголов" Его (стихи 11-12). Здесь, как видим, Иов утверждает прямо противоположное тому, из чего исходил и в чем обвинял его Елифаз (сравните 22:15,22).

в. Обвинения Иова в адрес Бога (23:13-17)

Иов. 23:13-14. И снова Иова охватывает отчаяние: он ощущает безнадежность этого "предприятия" - встречи с Богом "в суде". Как может он противостать Вседержителю, действия Которого неподконтрольны никому! Все, что он наметил выполнить в отношении Иова, Он выполнит, как и многие подобные (в отношении других людей) намерения Свои.

Иов. 23:15-17. Иов сознает это и потому страшится Бога и трепещет пред лицем Его. Поэтому, т. е. при мысли о непостижимости характера Бога и своего положения перед Ним, а не по греховности своей, как полагает Елифаз (22:10).

При буквальной передаче с древнееврейского стих 17 звучит иначе чем в синодальном переводе, а именно: "Ибо я погибаю не от присутствия тьмы, ни от мрака, который закрывает лице мое". Иов, очевидно, подразумевал, что погибает он от (по причине) непостижимого для него поведения Господа.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта