otveti.org»Толкование Библии»Книга Исход»2 глава

Толкование Библии, Книга Исход 2 глава

Б. Освободитель Израиля (главы 2-4)

1. РОЖДЕНИЕ МОИСЕЯ В ЕГИПТЕ, ОН - ПОД ЗАЩИТОЙ ДОЧЕРИ ФАРАОНА (2:1-10)

Исх. 2:1-2. Обратите внимание на то, что рождение Моисея комментируется весьма кратко. Ясно, что указ фараона (1:16,22) грозил опасностью жизни Моисея. Имена его родителей здесь не приводятся, но из 6:20 мы узнаем, что отца его звали Амрамом, а мать Иохаведой, и что она была теткой Амрама. У этой пары из колена Левиина было еще двое детей: Мариамь (15:20) и Аарон (6:20). Аарон был на три года старше Моисея (7:7).

Если допустить, что исход совершился в 1446 году, и поскольку Моисею было к тому времени 80 лет (7:7), то он родился в 1526 г. до Р. Х., в начале царствования Тутмоса 1 (1526-1512) или в конце царствования Аменхотепа I (1545-1526). Вопреки указу фараона, родители Моисея спрятали новорожденного (сравните Деян. 7:17-20). Имя свое ребенок получил не от них, а от египетской принцессы (Исх. 2:10).

Он (сын) был очень красив (стих 2), т. е. привлекателен внешне и здоров. По словам Стефана, Моисей "был прекрасен пред Богом" (Деян. 7:20); о том же свидетельствует и автор Послания к Евреям (Евр. 11:23).

Движимые верой в то, что Бог силен решить их проблему, родители Моисея скрывали его, вопреки царскому указу. Но по прошествии трех месяцев оставлять его в доме сделалось небезопасно.

Исх. 2:3-4. И тогда мать Моисея - Иохаведа решила перепрятать дитя в корзинку и оставить ее в зарослях тростника на Ниле. Она сплела корзинку из стеблей папируса и осмолила ее асфальтом (сравните с Быт. 6:14, где Бог приказывает Ною "осмолить смолою" ковчег) прежде, чем поставить ее в болотистые заросли. По иронии судьбы Иохаведа, опуская своего сына в Нил в осмоленной корзине, в каком-то смысле исполнила указ фараона - "выбрасывать" новорожденных мальчиков в реку! (Исх. 1:22).

Сестре новорожденного младенца - Мариами Иохаведа велела стоять в некотором отдалении. Было ли это продуманным замыслом со стороны Иохаведы, которая надеялась, что кто-нибудь подберет и защитит ее дитя? Возможно - судя по тому, что мать велела Мариами наблюдать издали, что с ним будет, и по предложению Мариам дочери фараона (2:7) привлечь к делу мать младенца.

Исх. 2:5-9. Промысел Божий отчетливо виден из Его заботы о ребенке, из того, каким чудесным образом дитя вернулось к своим родителям. Кто была эта дочь фараонова? Если дело происходило в царствование фараона Тутмоса I, то, возможно, речь идет о царевне Хатшепсут. Может быть, корзинка-лодочка не вовсе была скрыта в зарослях, потому что царевна увидела ее.

Когда же дочь фараонова… открыла корзинку, то плач младенца вызвал у нее жалость (она сжалилась над ним). В этот самый момент Мариамь и предложила ей привести кормилицу из еврейских женщин. Не говорит ли со всей очевидностью о Божием контроле над событиями то обстоятельство, что мать Моисея вновь получила свое дитя, которое теперь было водворено в родительском доме на законных основаниях, несмотря на указ фараона (1:22)? И ведь Иохаведа была даже вознаграждена за свои услуги! (2:9).

Любопытно, что несколько женщин оказались вовлеченными в обстоятельства, связанные с рождением Моисея: повивальные бабки, которые боялись Бога и потому ослушались царского указа; мать Моисея, оказавшая фараону открытое неповиновение; египетская принцесса, дочь фараона, проникшаяся состраданием к ребенку; и, наконец, сыгравшая определенную роль в этой истории сестра Моисея. В стихах 1-10 не названы имена ни одной из этих женщин.

Исх. 2:10. Когда Моисею было несколько лет отроду, его привели к дочери фараоновой в качестве члена царской семьи (сравните Деян. 7:21-22). Моисей был усыновлен ею; она дала ему имя и воспитала его. "И научен был Моисей всей мудрости египетской" (Деян. 7:22). Но впоследствии он отрекся от принадлежности к египетскому царскому дому и "отказался называться сыном дочери фараоновой" (Евр. 11:24-25).

Некоторые полагают, что имя Моисей (Моша) - еврейское и что египтяне понимали язык хибру. Другие говорят, что это - египетское имя, что "Мозез" созвучно частице "мосе" в таких именах как Тутмос или Яхмос. Кассуто ("Комментарии на книгу Исхода "предполагает, что это египетское слово, означающее "сын" или "рожденный", хотя евр. Моше созвучно еврейскому же слову машах, которое означает "вытаскивать" ("я из воды вынула его").

Снова, таким образом, усилия фараона искоренить мужское население Израиля не увенчались успехом. Вначале защитой младенцу Моисею послужила жалкая тростниковая корзинка, а затем - мгновенно вспыхнувшее нежное чувство в сердце дочери фараона. Бог, обладающий высшей и неограниченной властью, спас дитя от действия царского указа и даже сделал его членом царской семьи!

2. БЕГСТВО МОИСЕЯ В ЗЕМЛЮ МАДИАМСКУЮ (2:11 - 4:17)

а. Причина бегства Моисея (2:11-14)

Исх. 2:11-14. События, описанные в этих стихах, произошли через сорок лет после рождения Моисея (Деян. 7:23); то есть около 1485 г. до Р. Х. ("Историческую обстановку" во Вступлении). К тому времени Моисей уже был высокообразованным человеком и, по-видимому, бегло говорил как по-египетски, так и на иврите.

Вступившись за одного из своих угнетенных братьев, Моисей убил египтянина и спрятал тело его в песке. Моисей полагал, что, защищая своего собрата, даст понять своему народу что является его избавителем (Деян. 7:25). Еще он думал, что, как он убивал, никто не видел, но, вероятно, израильтянин, которого Моисей защитил, рассказал о том, что произошло. Потому что уже на следующий день, когда Моисей вмешался в ссору между двумя евреями, один из них заметил Моисею, что он, мол. убил Египтянина (Деян. 7:24-28). Моисей испугался тогда, что весть об убийстве уже распространилась и дойдет до фараона.

б. Куда бежал Моисей (2:15а)

Исх. 2:15а. Когда фараон услышал об убийстве, совершенном Моисеем, то пришел в гнев (Евр. 11:27) и хотел убить Моисея. Возможно, фараоном этим был Тутмос III, соправительницей которого долгое время была Хатшепсут. Моисей убежал от египтян и стал жить среди кочевников-мадианитян. Начало этому народу положил Мадиан, сын Хеттуры, жены Авраама, который отослал их в "землю восточную" (Быт. 25:1-16). Мадианитяне жили в юго-восточной части Синая и на северо-западе Аравийского полуострова, по обе стороны Акабского залива. Эта пустыня по своему характеру значительно отличалась от пустыни Гесем в Египте.

в. Женитьба Моисея (2:15б-22)

Исх. 2:15б-22. Однажды, сидя в земле Мадиамской у колодца, Моисей увидел семь дочерей Рагуила (в других местах называемого Иофором: 3:1; 18:1), священника Мадиамского. Благородный, поступок Моисея, защитившего девушек, которые пришли за водой, был третьим примером того, что Моисей искал возможности помочь другим, избавить их от беды (сравните 2:12-13). Все эти случаи как бы предвещали его будущую роль народного освободителя.

Смелый поступок его побудил отца девушек пригласить Моисея (которого дочери назвали Египтянином, возможно, потому, что он был одет как египтянин) пообедать с ними. В конце-концов Моисей женился на дочери Рагуила - Сепфоре (это имя означает "малая птичка"), и у них родился сын Гирсам, что значит "изгнание" или "пришелец в чужой земле".

На протяжении 40 лет (Деян. 7:30) Моисей вел нелегкую пастушью жизнь в Синайской пустыне, но это дало ему возможность обрести ценные познания относительно рельефа Синайского полуострова, которые позднее, когда он вел израильтян по пустынной этой местности, сослужили ему важную службу.

г. Призыв, обращенный к Моисею (2:23 - 4:17)

1) Что послужило причиной этого призыва (2:23 - 4:17).

Исх. 2:23-25. Царь, который умер (стих 23), вероятно, Тутмос III, "фараон угнетения" (1504-1450 гг. до Р. Х.), которому наследовал Аменхотеп II (1450-1425). Пока Моисей 40 лет находился у мадианитян, израильтяне продолжали страдать под рабским ярмом, наложенным на них египтянами (1:11). Слыша их горестные вопли, вспомнил Бог завет Свой с обетованиями, данный Им Аврааму (Быт. 12:1-3; 15:18-21; 17:3-8), Исааку (Быт. 17:21) и Иакову (Быт. 35:10-12).

Проникшись состраданием, Бог стал думать о бедственном положении израильтян. Он увидел (Исх. 3:7,9) и услышал и решил вмешаться. Исх. 2:24-25 являются стержневыми стихами для всего повествования. Угнетение, рабство и смерть были превалирующими темами в 1:1 - 2:23. Теперь главное ударение будет поставлено на темах избавления и победы. Бог в своем непревзойденном могуществе вознамерился действовать согласно Своим обетованиям, чтобы освободить и сохранить Свой народ,


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта