Толкование Библии, Книга Исход 8 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Исход
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
б. Казнь 2: жабы (8:1-15)
Исх. 8:1-4. Бог повелел Моисею вернуться к фараону с ультиматумом: или тот освободит израильтян, или его постигнет следующая кара, на этот раз - нашествие жаб. (Если же ты не согласишься… - эта мысль выражена также в 9:2; 10:4).
После того как в декабре спадали воды Нила, в нем появлялось множество жаб, и это было нормальным явлением; но это происходило в декабре, а не в августе. Кроме того, обычно жабы оставались близ Нила, а теперь они наводнили собой дома (8:3), дворы и поля (стих 13) - вероятно, потому, что в Ниле плавала дохлая рыба…
В глазах египтян жабы обладали божественной силой. В их пантеон входила богиня Хекет, которая изображалась с жабьей головой. Они верили, что из ее ноздрей исходит дыхание жизни, одухотворяющее тела тех, кого ее муж, великий бог Кнум, создал из земной пыли. Отсюда понятно, что убивать жаб запрещалось.
Совершая вторую казнь, Бог как бы говорил, что обратит еще одно божество египтян в проклятие им, а не в помощь… И вот жаб, этих священных животных, сделалось великое множество, и они проникли даже в спальни к людям. Из стихов 3-4 видим, что жабы вползали и в кухни, и даже взбирались на людей.
Исх. 8:5-7. Следуя наставлениям Бога, Моисей приказал Аарону осуществить эту кару (стих 5), что тот и сделал (стих 6). При совершении первых трех казней свой жезл пускал в ход Аарон (7:19-20; 8:5-6,16-17), а при осуществлении седьмой и восьмой казней жезл пускал в ход Моисей (9:23; 10:13). Египетские чародеи сумели воспроизвести и второе чудо (сравните 7:22), что не могло не привести к усугублению постигшего страну бедствия (8:7).
Исх. 8:8-11. И тут повествование сворачивает к фараону, который, надо думать, хотел, чтоб его волхвы избавили Египет от беды, а не усугубляли ее. Теперь он обращается за помощью к Моисею и Аарону, и это говорит о том, что он несколько лучше "познакомился" с Богом евреев (сравните 5:2). Фараон искал помощи свыше, будучи так удручен, что хотел уже исполнить пожелание Моисея. Моисей позволил царю самому назначить время для снятия кары, но хотел при этом, чтобы царь осознал причину ее: дабы ты узнал, что нет никого, как Господь Бог наш (8:10). Фараон попросил Моисея вознести молитву об избавлении от жаб на следующий день.
Исх. 8:12-15. Моисей помолился, и на следующий день Бог положил конец этой каре. Лишь зловоние распространялось по земле от покрывавших ее мертвых жаб (и воссмердела земля). Но фараон отказался исполнить свое обещание.
в. Казнь 3: мошки (8:16-19)
Исх. 8:16-19. В отличие от первых двух, об этой казни предупреждения не было. Как не будет его и в отношении 6-ой и 9-ой казней. Причина, возможно, - в лживых обещаниях фараона (стихи 8,15). Упомянутые три казни совершились внезапно. Аарон… ударил… жезлом своим… в персть земную, и тучи жалящих насекомых, поднявшись, покрыли людей и животных.
По-еврейски мошки передаются словом кинним, которое встречается только в Ветхом Завете. Не исключено, что оно означает комаров. Утверждение и сделается персть мошками свидетельствует о том, что было этих "мошек" необычайное множество.
Третья казнь могла быть направлена на подрыв авторитета Сета, бога пустыни. А заодно - и египетского священства. Священники очень гордились чистотой своих тел и одежд; они постоянно сбривали с себя волосы и совершали омовения; они носили чистые льняные одеяния. И вот теперь, по воле Господа, тела и одежды этих служителей языческих культов были покрыты надоедливыми насекомыми.
Волхвы, не будучи в состоянии повторить это чудо, высказали предположение, что оно от Бога (это перст Божий; сравните 31:18; Втор. 9:10; Пс. 8:4; Лук. 11:20). Но, как и предупреждал Господь (сравните Исх. 7:3), фараон продолжал упорствовать и не каялся (сравните "как и говорил Господь" в 7:13,22; 8:15).
г. Казнь 4: песьи мухи (8:20-32)
Исх. 8:20-24. Этой, четвертой, казнью начинается второй цикл, состоящий из трех хазней. Как и первые три, они направлены именно на египтян и только на них (И отделю… землю Гесем, на которой пребывает народ Мой; 8:22). Это показывает, что Бог проводил различие между израильтянами и египтянами (сравните 9:4; 11:7), предназначая Свой народ к освобождению, а других - к наказанию. И это лишний раз говорит о высшей власти Бога и Его могуществе.
Господь повелел Моисею снова встретиться с фараоном у Нила (сравните 7:15), чтобы завести речь об освобождении евреев. Если фараон откажется, рои мух (8:21) будут посланы на египтян и в их дома. Укусы "множества песьих мух" (стих 24) были весьма болезненны. Они тоже могли символизировать Ра, верховное божество Египта. Или бога Уатшит, которого представляли в образе мухи.
Исх. 8:25-32. Умнея под напором четырех обрушившихся на него казней, фараон готов был пойти на компромисс. Израильтяне, сказал он, могли бы совершить жертвоприношение своему Богу, но на территории Египта, а не в пустыне. Однако для Моисея такой компромисс был неприемлем. Он объяснил, что характер их богослужения, с принесением в жертву животных, отвратителен для Египтян. По-видимому, потому, что египтяне почитали священными быка, символизировавшего бога Аписа или Ра, а также корову, представлявшую их богиню Хасор. Богослужение евреев египтяне восприняли бы как богохульство, и это могло бы привести к нападению на них.
Тогда фараон предложил другой компромисс: пусть евреи пойдут в пустыню, но только не уходят далеко (стих 28). Согласившись на это, Моисей, однако, предупредил фараона, чтоб не вздумал обманывать и на этот раз, как делал прежде (стихи 8,15). Это предупреждение Моисея само по себе удивительно - и даже дерзко - ведь фараон почитался образцом справедливости и правдолюбия.
И вышел Моисей от фараона, полагая, что царь, возможно, сдержит слово. И как просил его фараон, Моисей помолился об избавлении Египта от песьих мух. Фараон, однако, снова передумал и отказался сдержать свое слово.