Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.
Otveti.org » Толкование Библии » Книга Исход » 32 глава Размер шрифта: +

Толкование Библии, Книга Исход 32 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

Б. Падение и восстановление Божиего народа (главы 32-34)

I. ИЗРАИЛЬ НАРУШАЕТ ЗАВЕТ (32:1 - 33:6)

а. Идолопоклонство народа (32:1-6)

Исх. 32:1. В то время как Моисей переживал радость духовного триумфа, народ Божий пал в духовном отношении крайне низко. Бог неоднократно являл им Свою силу и сострадание, но они скоро позабыли все это. Книга Исхода не раз свидетельствует нам о том, что на чудные проявления Его благодати израильтяне отвечали бесчувственностью и недовольством, переходившим в бунт.

Народ устрашился долгого отсутствия Моисея (он пробыл на горе 40 дней; 24:18), и вот пришел к Аарону, своему временному вождю (24:14). Высказав предположение, что Моисей больше не вернется, чтобы вести их и успокаивать (ибо с этим человеком, с Моисеем… не знаем, что сделалось), они стали просить о замене, некоем суррогате "бога", который бы шел перед ними. Желая, чтобы Аарон сделал им бога, они не столько искали "замены" Яхве, сколько выражали потребность в некоем видимом, осязаемом объекте, за которым могли бы следовать.

Исх. 32:2-4. С целью удовлетворить их требование Аарон сказал людям, чтоб дали ему свои золотые серьги (вероятно, полученные ими у египтян в день Исхода;, 12:35-36), затем он расплавил их и отлил идола в виде тельца. И "поклонился" народ тельцу. Вторая заповедь (20:4-6; сравните 20:23), которую они, хоть и устно, но уже получили от Бога через Моисея, была недвусмысленно нарушена. Представляется, однако, маловероятным, чтобы и Аарон приписывал заслуги избавления их из Египта кому-либо еще, кроме истинного Бога.

Исх. 32:5-6. Затем Аарон сделал жертвенник, и на следующий день, объявленный им праздником господу, израильтяне принесли всесожжения и привели жертвы мирные. Но далее их действия вылились в разгул (и сел народ есть и пить, а после встал играть; сравните 1-Кор. 10:7; употребляемое в последнем случае еврейское слово предполагает безнравственные действия). Так была нарушена седьмая заповедь (Исх. 20:14). Израильтяне пели и танцевали (32:18-19) и сделались "необузданны" (стих 25). Безнравственное поведение зачастую сопутствовало поклонению идолам (Рим. 1:22-24). И при всем при этом народ полагал, что поклоняется истинному Богу!

б. Ходатайство Моисея (32:7-14)

Исх. 32:7-10. Моисей все еще был на горе, когда Бог сказал ему, что развратился народ (стих 7), что это народ… - жестоковыйный (стих 9), значит - упорный и неспособный на отзывчивость (сравните 33:3,5; 34:9; Втор. 9:6,13; 10:16; 31:27).

В гневе Своем Бог отказался впредь именовать этот народ как Свой собственный, Он даже не захотел более напоминать, что вывел его из Египта (народ твой, который ты вывел из земли Египетской, - говорит Он Моисею, 32:7; сравните "народ сей" в стихе 9). Поведав Моисею, что они сделали (стих 8), Бог сказал, что накажет их за бунт, уничтожив их, и что от Моисея Он произведет новый народ (и произведу многочисленный народ от тебя, стих 10).

Исх. 32:11-14. Отвергая ссылку Бога на Израиль как на его, Моисея, народ (стих 7), он называет израильтян народом Твоим - (стих 12), напоминая Ему, что праотцам его - Аврааму, Исааку и Израилю (Иакову) Он клялся… Собою (стих 13). 3атем Моисей стал молить Бога о милости, ссылаясь не только на обещания Его патриархам, но и на свои свидетельствования египтянам (32:12).

Уничтожение Израиля послужило бы к отмщению фараона и богов Египта, и египтяне стали бы насмехаться над истинным Богом. Кроме того, на Бога стали бы смотреть как на Нарушающего обещания Свои - ведь Он сказал, что сделает потомков патриархов бесчисленными (Быт. 15:5; 22:17а; 26:4а; 28:14; 32:13) и что введет их в землю Обетованную (Быт. 15:18-21; 22:17б; 26:46; 28:13; 32:13).

Моисей сознавал, что израильский народ согрешил и не искал оправдания его действиям. В конце-концов Бог отменил Свое решение, осуществлением которого угрожал Израилю. Это означало, однако, не изменение мнения Его, а взятие Им "нового курса" по отношению к народу. Употребленное в оригинале еврейское слово говорит именно об облегчении планировавшегося, нежелательного для евреев курса действий. Не следует думать, что Богу не присуща гибкость; Он откликается на нужды отдельных людей, реагирует на занимаемую ими позицию, на их поступки и поведение.

в. Гнев Моисея (32:15-29)

Исх. 32:15-18. Когда Моисей спускался с горы, неся две скрижали Десятисловия (сравните 31:18), к нему присоединился Иисус Навин, который, видимо, ожидал его где-то на полпути (сравните толкование на 24:13) и не знал, что творят израильтяне. Иисус думал, что стан подвергся нападению врагов. Но Моисей, который все уже знал от Бога, сказал ему, что слышит голос поющих и дал понять Навину, что народ пьянствует и занимается безнравственными делами.

Исх. 32:19-20. Вот что в гневе проделал Моисей, у подножия горы он разбил… скрижали закона - в знак того, что народ нарушил завет; он сжег идола, стер его в порошок, который растворил в воде (горного потока, Втор 9; 21), и дал людям ее пить. Этими действиями он продемонстрировал как бессилие идола-тельца, так и гнев Бога. Хотя золотой идол, будучи проведен через огонь, не был уничтожен, он был истолчен в мельчайшие кусочки. Питье воды, в которой они были растворены, символизировало, что народ должен был нести последствия своего греха.

Исх. 32:21-24. Затем Моисей призвал к ответу за то, что произошло, Аарона. Объяснение Аарона прозвучало столь же нелепо, сколь нелепо выглядели действия народа. Он обвинил народ (стихи 22-23) и затем солгал, будто идол "получился сам собой": я бросил его (золото) в огонь и вышел этот телец. Между тем, Аарон сделал идола своими руками (стих 4). Бог так прогневался на Аарона, что хотел было умертвить его (Втор. 9:20).

Исх. 32:25-29. Наконец Моисей совершил суд над непокаявшимися. Он собрал у ворот стана всех, кто не поклонился тельцу. Единой группой собрались левиты. И им приказано было пройти по стану, из конца в конец его, убивая всех, кто продолжал упорствовать в грехе идолопоклонства. Три тысячи израильтян были поражены мечами левитов. Позднее погибли и другие от какой-то болезни, посланной Господом (стих 35). После исполнения этого ужасного задания левиты были отделены для Господа посвятите руки ваши Господу… да ниспошлет Он вам … благословение). Позднее они были назначены для несения службы при скинии (Чис. 1:50-53).

г. Возобновление Моисеева ходатайства (32:30-35)

Исх. 32:30-35. Хотя главные подстрекатели к бунту были преданы мечу (за исключением Аарона, за которого заступился Моисей; Втор. 9:20), Моисей признал, что весь народ повинен в происшедшем. И вот он снова стал молить Господа: прости им грех их… Моисей сказал Богу, что если Он не пожелает простить Свой народ, то и он, вождь их, предпочтет, чтобы имя его было "изглажено" из книги Божией (Исх. 32:32). Некоторые считают, что речь здесь идет о книге жизни (Откр. 20:15; 21:27), в которой перечислены имена верующих, но более вероятным представляется, что Моисей имел в виду книгу переписи народа.

В таком случае слова Моисея, по-видимому, свидетельствуют о его желании преждевременно умереть (но не о желании страдать в вечности). Он не хотел принадлежать к грешному, непрощенному народу. Отвергнув мольбу Моисея Бог сказал ему, что накажет согрешивших (преждевременной смертью). Часть их действительно умерла от упоминавшейся выше болезни (Исх. 32:35), а позднее и все израильские бойцы (за исключением Иисуса Навина и Халева) погибли в пустыне (Втор. 1:35-36; 2:14). Но при этом Бог повелел Моисею продолжать вести народ (имелось в виду младшее поколение его) в землю, обещанную им (Исх. 32:34). (Относительно Божиего Ангела в 33:2.)

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии

Новый Завет:

Ветхий Завет:

Читать Библию:

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки
на страницы сайта

Понравился сайт?