otveti.org»Толкование Библии»Книга Исход»4 глава

Толкование Библии, Книга Исход 4 глава

Исх. 4:1-17. И вновь (сравните 3:11-15) вознес Моисей жалобы по поводу данного ему поручения, потому что не чувствовал себя способным исполнить его. Подробные инструкции, излагаемые в 3:16-22, по-видимому, лишь усилили беспокойство Моисея по поводу предстоявшей ему роли, и он выдвинул еще два возражения: страх, что соплеменники не признают его авторитета (4:1), и свое косноязычие (стих 10). Поначалу терпеливо и мягко реагирует Бог на опасения Моисея.

Страх, что израильтяне могут не поверить, будто Бог явился ему, был обоснованным, потому что Бог не являлся израильтянам на протяжении 430 лет, т. е. все время, пока они пребывали в Египте. Ответом Господа избавителю, исполненному сомнений, было дарование ему способности совершить три сверхъестественных дела, два - одно за другим (стихи 3-5, 6-8) и еще одно - позднее (стих 9).

Первым знаком Моисею было превращение его жезла (пастушеского посоха) в змея и обратное превращение змея в жезл. Обычно это опасное дело - хватать змею за хвост! И чтобы последовать указанию Господа, требовались мужество и вера. В глазах египтян змеи символизировали силу и жизнь, и Бог показывал таким образом Моисею, что он в состоянии будет одолеть силу египетскую. Это чудо, сказал Господь, заставит израильтян поверить, что Он, Бог патриархов, (отцов их) (сравните 2:24; 3:6,15-16), действительно, говорил с Моисеем.

Вторым знаком было то, что рука Моисея покрылась проказой, а затем очистилась. Эта болезнь, хотя, возможно, и не та, которую мы называем проказой сегодня, была очень распространена на древнем Востоке и считалась неизлечимой.

Моисей в страхе побежал от змея (4:3). Теперь он должен был ужаснуться, когда, вытащив из-за пазухи руку, увидел, что она поражена болезнью. Но затем, каким, вероятно, благоговейным страхом преисполнился он, когда рука внезапно очистилась! Этот знак, сказал Бог, может явиться в глазах народа более убедительным, чем первый (стих 8). Итак, страх, что никто не поверит ему, будто он послан Богом, оставил Моисея.

Третьим знаком должна была стать чудесная способность Моисея превращать воду из Нила в кровь (стих 9). Реку Нил египтяне почитали как источник жизни и процветания. Продемонстрировав народу, что ему дана сила над Нилом, Моисей доказал бы, что Бог дал ему и способность одолеть египтян. Позднее Моисей совершит все эти чудеса в присутствии израильтян (стихи 29-30), и как предсказывал Бог (стихи 5, 8), народ поверит ему (стих 31). Любопытно, что первая "казнь" египетская перекликалась по своему характеру с третьим знаком: когда Аарон ударил своим жезлом по воде Нила, вода обратилась в кровь (7:17-21).

Четвертая жалоба Моисея касалась несвойственных ему, якобы, красноречия и ораторских способностей (4:10-17; сравните 6:12,30). Человек я не речистый-… и косноязычен означает неспособность быстро и гладко говорить. По-видимому, Моисей преуменьшал свои способности - ведь, по словам Стефана, он "был силен в словах" (Деян. 7:22). Первоначальная реакция Бога на возражения Моисея выразилась в напоминании ему - через поставленные ему вопросы - что Господь определяет способности человека и отсутствие у него таковых.

Затем Бог кратко повторил Моисею Свое поручение (итак пойди; сравните Исх. 3:10). Но несмотря на заверения Бога, что даст ему соответствующую силу (Я… научу тебя; сравните 4:15), величие и трудность стоявшей перед ним задачи все еще вызывало у Моисея чувство неуверенности. Но когда он предложил Богу найти ему замену (стих 13), Бог пришел в гнев. (Сравните с пятью другими упоминаниями Божьего гнева: 15:7; 22:24; 32:10-12).

Почему разгневался Он? Вероятно, потому, что ощутил: Моисей возражал больше из чувства неповиновения, чем страха. И тогда Он сказал Моисею, что даст его брату говорить, вместо него (4:14-16; сравните с 7. 1). Наступит день, когда этот-то оратор, представитель Моисея, сделает золотого тельца (32:15) и станет "лжепредставителем" своего брата (33:22-24).

Затем Бог сказал, что будет помогать им обоим говорить перед фараоном и народом (4:15-16; сравните стих 12; 7:1-2). Моисею было сказано взять жезл, который превратился в змею (4:2-4) как орудие совершения предстоявших чудес (сравните 7:9-10). В 4:20 этот жезл или посох назван "жезлом Божиим".

3. ВОЗВРАЩЕНИЕ МОИСЕЯ В ЕГИПЕТ (4:18-31)

а. Подготовка к возвращению (4:18-23)

Исх. 4:18-23. Моисей попросил у Иофора разрешения вернуться к своему народу в Египет, потому что тревожился о его положении. Иофор отпустил его, благословив. Господь открыл Моисею, что за 40 лет пребывания его у мадианитян те, кто угрожали его жизни, включая и Тутмоса III, умерли, так что ему нечего бояться преследований. Моисей взял с собою жену свою (Сепфору; 2:21) и сыновей. Его первым сыном был Гирсам (2:22); сравните 18:3), а вторым сыном, чье имя упоминается позднее, был Елиезер (18:4). Возможно, Елиезер родился после явления Бога Моисею (3:1-17), когда Моисей вернулся к Иофору.

Затем Бог сказал Моисею, что ему предстоит сделать пред лицем фараона (4:21-23). Моисей станет демонстрировать Аменхотепу II Божию силу. Но, сказал Бог, это не послужит к успеху, потому что Он ожесточит сердце фараона, и тот откажет Божиему народу в разрешении выйти из Египта. В книге Исхода немало случаев и обстоятельств, по поводу которых говорится, что Бог "ожесточил сердце фараона". Некоторые полагают, что это действие Бога было направлено на то, чтобы помешать фараону осуществить его истинное намерение.

Но фараон ведь и сам ожесточал свое сердце (7:13 - "сердце фараоново ожесточилось"; 14 - "упорно сердце фараоново"; 22 - "ожесточилось сердце фараона"; 8:15,19 - "ожесточил сердце свое"; "сердце фараоново ожесточилось"; 32 - "фараон ожесточил сердце свое"; 9:7 - "сердце фараоново ожесточилось"; 34 - "фараон… отягчил сердце свое"; 35 - "ожесточилось сердце фараона"; 13:5 - "фараон упорствовал" (здесь употреблено другое еврейское слово, тоже означающее "ожесточил").

Представляется, таким образом, что первые две ссылки на ожесточение сердца фараонова Богом (4:21; 7:3) были лишь предсказаниями того, что Он сделает в будущем. Затем в последующих семи упоминаниях о фараоне говорится, что он сам ожесточал свое сердце (7:13-14,22; 8:15,19,32; 9:7), и эти места предшествуют тем, в которых говорится, что Бог ожесточил его сердце (9:12; 10:1,20,27; 11:10; 14:4,8). Первый раз Бог ожесточает сердце царя после того, как насылает на Египет шестую казнь.

Фараон же, последовательно отказывая евреям в их просьбе, шесть раз сам ожесточал свое сердце. Затем вновь "ожесточил его" - в ответ на седьмую казнь, и уже Бог все более ожесточал сердце его всякий раз после совершения 8, 9 и 10-ой казней. Таким образом Бог лишь укреплял дерзкое, сознательное упорство фараона, ожесточая сердце его со Своей стороны (сравните Втор. 2:30; Иис. Н. 11:20).

Способность к раскаянию - это дар от Бога (Деян. 5:31; 11:18; 2-Тим. 2:25), и некоторым Он дает его по милости Своей, хотя в безграничной Своей любви к людям хочет, чтобы все спаслись (1-Тим. 2:4; 2-Пет. 3:9). Бог пользуется людьми для частичного исполнения Своих планов - в свете этого и трактует Павел упрямство фараона (Рим. 9:17-18).

В своей безграничной мудрости Бог для того и "поставил" этого фараона, чтобы через свое упорное сопротивление Ему тот мог послужить к славе Его. Поскольку сердце фараона останется бесчувственным, в конце-концов на него придется воздействовать последней "казнью" - убив его первенца. Не удивительно ли, что Моисей сказал ему об этом с самого начала (Исх. 4:22-23)! Своим перворожденным сыновьям египтяне придавали особое значение и по-особому обращались с ними. Заметьте, что Бог называет Израиля Своим сыном (сравните Ос. 11:1), и, значит, Израиль особенно дорог Ему.

Еще одна причина ожесточения Богом сердца фараонова состояла в том, что это ожесточение послужило развенчанию верований египетских. Они полагали, что когда человек умирает, сердце его подвергается взвешиванию в некоем "зале суда". И если данное сердце "перегружено тяжестью греха", то человек подлежит осуждению.

В связи с этим у египтян существовал обычай класть вырезанного из камня жука-скарабея (навозный жук - Ред.), на сердце усопшего, чтобы "подавить" естественное стремление того исповедать свой грех (в значении - "выдать его"), ибо это (в понимании египтян) повлекло бы за собой осуждение его. Другими словами, египтяне полагали, что "отягощение сердца" скарабеем служило спасению усопшего.

В случае с фараоном Бог, однако, как бы полностью переставляет "акценты" в этом процессе. Вместо того, чтобы "подавить сердце фараона", дабы он умолчал о своем грехе и таким образом "спасся". Бог приводит царя ко все большему "ожесточению сердца", пока тот не исповедуется, наконец, в своем грехе, "не выдает" его (Исх. 9:27,34; 10:16-17).

Перегруженное тяжестью греха, сердце его оказывается обреченным на осуждение. Ибо, повторяем, египтяне верили, что "отягощение" сердца приводит к умолчанию о грехе и, следовательно, к спасению. Но будучи "отягощенным" (в значении "ожесточенным") в сердце своем Богом, фараон признал свой грех и тем навлек на себя осуждение.

б. Обрезание сына Моисеева (4:24-26)

Исх. 4:24-26. Совершение ритуала обрезания над сыном Моисеевым (то ли над Гирсамом, то ли над Елиезером) представляется странным. Очевидно, в годы своего пребывания у мадианитян Моисей пренебрег повелением Бога (Быт. 17. 10) обрезать одного из своих сыновей (или обоих?). И поэтому Господь хотел умертвить его (Моисея). Может быть, посредством тяжелого заболевания, посланного ему. По свидетельству Иосифа Флавия мадианитяне обрезали мальчиков на 13 году, и, наверное, поэтому

Сепфора неохотно совершила преждевременное, по ее мнению, обрезание сына, воспользовавшись кремневым ножом, вслед за чем Бог исцелил Своего пророка. То, что Сепфора коснулась ног Моисея крайней плотью сына, возможно, послужило символическим актом замещения непослушания - послушанием. Сепфора назвала при этом Моисея женихом крови.

Значение этих слов - непонятно; Можно предположить, что они свидетельствуют о пренебрежительном отношении Сепфоры к исполнению этого ритуала, в согласии с еврейским обычаем, которому она, однако, последовала, чтобы спасти жизнь мужу. Высказывается и такое предположение: Сепфора видела в этом акте своего рода искупление кровью: кровь сына "возвращала" Моисея Господу, а также и ей самой - как нового "жениха".

Может быть, именно в это время Сепфора и ее сыновья вернулись к Иофору (18:2-3). Внезапная болезнь Моисея была предупреждением ему, что он должен во всем слушаться Бога и исполнять порученную ему миссию. Кроме того, этим эпизодом как бы подтверждается мысль об особом значении сыновей в 4:22-23 (сын фараона, Израиль как сын Божий).

в. Встреча с Аароном и народом (4:27-31)

Исх. 4:27-31. Как и говорил Бог (стихи 14-17), встреча Моисея с Аароном была сердечной. Они встретились при горе Божией (Хорив-Синай; сравните 3:1; 18:5; 24:13), там, где Моисей видел горящий куст Моисей сказал Аарону о порученном им деле (4:28). С целью засвидетельствовать подлинность своей миссии, сделал Моисей знамения пред глазами народа (стихи 8-9, 25) и рассказал, что Бог обеспокоен их бедственным положением (сравните 2:24-25; 3:7,9), а также о Его намерении освободить их из Египта (сравните 3:8,10,17). И народ… поверил, что Моисей послан Богом (успокоив таким образом страхи Моисея; сравните 4:1). Они… преклонились перед Богом за Его милостивую заботу о них.


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта