Толкование Библии, Книга Исход 16 глава
Ветхий Завет
Новый ЗаветКнига Исход
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
б. Обеспечение народа пищей в пустыне Син (глава 16)
1) Обеспечение хлебом и мясом (16:1-20).
Исх. 16:1-12. Из пустыни Сур (15:22) израильтяне месяц спустя (сравните 12:6) добрались до пустыни Сан… между Елимом и… Синаем. Поскольку народ продолжал идти по направлению к Синаю, Господь обеспечил его несколькими необходимыми вещами, включая "хлеб" (16:4) и мясо перепелов (стих 13; сравните стихи 8, 12). Так как их переход растягивался уже на недели, запасы хлеба (12:34) должны были подойти у них к концу. В результате избавленный народ вновь принялся роптать на Моисея (сравните 15:24).
Нехватка хлеба заставила их позабыть об ужасном своем положении в Египте, и теперь они вспоминали лишь о еде, которая была у них там (сравните Чис. 11:5), и осуждали намерения и действия своего вождя. И так же, как в Мерре Господь в ответ на их жалобы дал им воду, так и здесь Он откликнулся немедленно, послав им хлеб с неба (который они стали называть "манной"; толкование на Исх. 16:31).
Хлеб этот появлялся рано поутру (стихи 8,12-13) - точнее, на протяжении ночи (Чис. 11:9) - и таял при жарком свете дня (Исх. 16:21). Каждый день народу следовало собирать его столько, сколько нужно было ему на данный день. Смысл этого состоял в том, чтобы научить их доверять Господу; верить в то, что Он даст им еду в утро каждого дня!
На шестой день им следовало собирать манны столько, чтоб хватило на два дня, так как им было сказано, что на седьмой день небесный хлеб не появится в пустыне (стих 5; сравните стих 26). Моисей и Аарон укоряли народ за то, что ропщет против них (стих 7) и Господа (стих 8) и вновь уверяли его в том, что Он позаботится об удовлетворении их нужд. И узнают они, что Он Господь, Бог их (стих 12).
Исх. 16:13-20. В тот же самый вечер Бор чудесным образом наслал на стан, (лагерь) перепелов - в ответ на просьбы народа дать им мяса (стих 3; сравните Чис. 11:31-32, где речь идет о другом случае; Пс. 77:27-28; 104:40). По осени перепел подобно фазанам и куропаткам, мигрирует на юг - из Палестины и Аравии в Центральную Африку, а весной возвращается. На египетских фресках и на предметах изобразительного искусства можно увидеть людей, которые ловят перепелов в силки.
Хлеб (сравните Исх. 16:4) явился с росой. Когда же роса сошла, мелкие крупинки покрывали пустыню. Никогда не видевшие их дотоле, люди спрашивали друг у друга: что это такое? (толкование на "манну", к стих 31). Псалмопевец Асаф называет манну "ангельским хлебом" (Пс. 77:25), потому что она была послана с неба.
Бог повелел им собирать ее из расчета по одному гомору (около 2-х кварт; таблицу "Библейская система весов и мер" - перед комментариями на книгу Бытия) на человека… сколько у кого в шатре; евреи так и сделали (Исх. 16:17). Но некоторые из них, ослушавшись этого нового указания, оставили часть ее до утра. И Бог сделал так, что оставленный ими хлеб зачервивел.
2). Забота о субботнем отдыхе для народа. 16:21-30. Это первое в Библии упоминание о субботе. После шести дней трудов по сотворению мира Бог на седьмой день отдыхал (Быт. 2:2-3). По-еврейски слова "седьмой" и "отдыхал" ("почил") звучат одинаково. Позднее повеление Бога евреям отдыхать в субботу вошло в Десятисловие (Исх. 20:8-11).
Исполняя повеление Господа (16:4), большинство народа собирало хлеб только на одни день, но в шестой день недели они собирали его вдвое больше, потому что седьмой день должен был быть днем отдыха (стих 23; сравните стих 26), святой субботой Господней (сравните стих 26). В субботу пища им не давалась, но часть припасов от шестого дня следовало испечь или сварить в расчете на седьмой день.
Не посчитавшись с наставлениями Божиими (стих 23), кое-кто из народа вышел и на седьмой день, чтоб собирать "хлеб". В неудовольствии спросил Господь, долго ли будут они уклоняться от соблюдения Его заповедей… и законов?
3) В память о милости Божией в пустыне.
Исх. 16:31-36. И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна (ман ху - "что это"? - сравните стих 15). Она представляла из себя "нечто мелкое, круповидное" (стих 14), белое… как кориандровое семя (род травы), по виду, словно капельки смолы (Чис. 11 7; в русском тексте - "бдолах", слово, видимо, вышедшее из употребления; наверное, крупники эти были светлыми и липкими), а на вкус, как лепешка с медом. Говорится также (Чис. 11:8), что манна имела привкус оливкового масла.
Затем Бог повелел Моисею сохранить один гомор манны (около 2-х кварт или десятую часть ефы - Исх. 16:36) в сосуде - в память для будущих поколений о Божией милости. Манну следовало поместить пред ковчегом свидетельства (стих 34). "Свидетельством" или "откровением" называются две скрижали с текстом Закона на них (25:16; 31:18; 32:15; 34:29), помещенные в ковчег (25:16, 21), т. е. в самое святое место. Еврейское слово для "свидетельства" ("откровения"), возможно, является специальным термином для обозначения условий завета. По поводу того, где должно было хранить манну - в ковчеге ли, как предполагается в Евр. 9:4, или перед ним, толкование на 2-Пар 5:10.
Господь продолжал снабжать народ манной, пока он не пришел в Галгал, где стал есть продукты той земли (Иис. Н. 5:12). Так что манна в ковчеге была вечным напоминанием народу о верности ему со стороны Бога, Который заботился об удовлетворении его нужд.
Иисус Христос, напоминая евреям о манне (Иоан. 6:31,49,58) называл Себя "истинным (духовным) хлебом с небес" (Иоан. 6:32), "хлебом Божиим… с небес" (Иоан. 6:33), "хлебом жизни" (Иоан. 6:35,48) и "хлебом живым… с небес" (Иоан. 6:51). Всякий, кто верует в Него, сказал Он, будет иметь жизнь вечную (Иоан. 6:33,51,58).