Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»2-я Книга Паралипоменон»8 глава

Толкование Библии, 2 Паралипоменон 8 глава

Д. Успехи Соломона (главы 8-9)

1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЕГО УСПЕХИ (8:1-11)

2-Пар. 8:1-2. Двадцать лет (со дня вступления на престол) ушло у Соломона на полное завершение двух главных его строительных "проектов": храма и царского дворца. Таким образом, к 951 году до Р. Х. он построил их, а также перестроил (реконструировал) города, которые дал ему

Хирам, царь Тирский. Из 3-Цар. 9:10-14 известно, что какие-то города, числом 20, первоначально были отданы Соломоном Хираму, но тому они не понравились. Возможно, летописец имел в виду, что Хирам возвратил эти города Израилю, после чего Соломон перестроил их по своему вкусу.

2-Пар. 8:3-6. В какой-то момент Соломон стал овладевать чужими землями, и начал он с Емаф-Сувы, сирийского города, находившегося более чем в 450 км. на север от Иерусалима. Затем он обустроил и укрепил город Фадмор (позднее названный Пальмирой), оазис в пустыне, торговый центр при главном пути, ведшем из Месопотамии (находился примерно в 240 км. северо-западнее Дамаска). Основал он и новые поселения в окрестностях Емафа, которые сделал городами для запасов.

На территории Израиля Соломон обстроил Вефорон верхний и Вефорон нижний, превратив их в крепости. Всячески укрепил он Ваалаф и другие города для запасов… и города, где сосредоточена была военная сила Израиля.

Известно, что Вефорон находился километрах в 16 на северо-запад от Иерусалима, на границе между Иудой и северными племенами (Иис. Н. 18:13). Ваалаф был расположен на территории Дана (Иис. Н. 19:44). В числе других, не названных здесь городов, могли быть Гацор, Мегиддо и Газер (3-Цар. 9:15).

2-Пар. 8:7-10. В строительных работах царь использовал рабский труд языческого населения, остававшегося на территории Израиля. Язычники были у Соломона оброчными работниками.

Хеттеи происходили из центральной Анатолии (современная Турция); аморреями называли древнейших обитателей горных районов Ханаана; ферезеи - одно из ханаанских племен; то же и евеи, преимущественно обитавшие в средней части Палестины; иевусеи (ханаанское племя) были первоначальными обитателями Иерусалима и его окрестностей. При завоевании Ханаана Израиль не сумел полностью уничтожить или подчинить себе все эти народы (Суд. 3:1-6).

Израильтяне от упомянутой выше тяжелой трудовой повинности были освобождены, они несли воинскую службу, на строительных же работах были заняты как надзиратели, начальники ("приставники"). Расхождение цифр: здесь двести пятьдесят… главных приставников, а в параллельном тексте (3-Цар. 9:23) - пятьсот пятьдесят; это, возможно, объясняется тем, что в число, приводимое в 3-Царств, были включены и главные руководители работ из хананеев, а тут имеются в виду главные только из израильтян.

Обращает на себя внимание то, что в 2-Пар. 2:18 сказано, что число "надзирателей, побуждавших народ к работе", составляло 3600. Если сложить эту цифру с числом "главных" в стихе 10, то получим 3850; это соответствует 3300 (3-Цар. 5:16), плюс 550 (3-Цар. 9:23).

2-Пар. 8:11. Свою жену-египтянку, дочь фараонову… Соломон переселил из старого дворца, построенного еще Давидом на горе Сион (о "городе Давидовом" в 2-Пар. 5:2; 3-Цар. 3:1; 1 Пар. 11:5), в новый дворец, возведенный специально для нее. Причина этого, которую приводит летописец, состояла в том, что Соломон не хотел "осквернения женщиной" (которая к тому же была язычницей) дворца Давида, находившегося вблизи храма, с хранившимся в нем ковчегом Господним.

Брак с египетской царевной (как и когда он был заключен, летописец не указывает) был так называемым династическим браком, ставившим израильского царя, по крайней мере, в равное положение с фараоном Египта.

2. НЕУКЛОННОЕ СЛЕДОВАНИЕ СОЛОМОНА РЕЛИГИОЗНЫМ УСТАНОВЛЕНИЯМ (8:12-16)

2-Пар. 8:12-16. Духовное рвение Соломона, выразившееся в многочисленных жертвоприношениях при освящении храма (7:5), было в глазах летописца свидетельством верности царя его религиозным обязанностям. Характерно, что в этой книге не упоминается об основании Соломоном языческих капищ, как и о поклонении его "иным богам", о чем довольно подробно рассказано в 3-Цар. 11:1-13. Несомненно, летописец об этом знал, но в своем повествовании он стремился привлечь внимание к неуклонному исполнению Соломоном требований и постановлений Моисеева закона о жертвоприношениях (8:12-13).

Подчеркивает он и то, что Соломон строго соблюдал установленные еще Давидом чередования священников и левитов (по родам их) при исполнении ими всего объема работ, связанных с их храмовым служением (стихи 14-15). Снова говорит автор о том, что Соломон начал и полностью завершил построение дома Господня.

3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРЕУСПЕВАНИЕ В ДНИ СОЛОМОНА (8:17 - 9:31)

2-Пар. 8:17-18. Экономическим процветанием Израиля Соломон в значительной мере обязан был тому, что, с помощью финикийцев, преуспел в мореходстве. Ецион-Гавер и… Елаф, откуда отправлялись в плавание "союзнические" корабли, были портами на берегу узкого восточного залива Красного моря (который сегодня известен как Акабский, или Эйлатский, залив).

Моряки Соломона и Хирама отправлялись в такие отдаленные пункты, как земля Офир (толкование на 1-Пар. 29:4); по-видимому, указанное здесь количество золота - четыреста пятьдесят талантов, или около 17 тонн, они привезли в один из рейсов (В 3-Цар. 9:28 говорится о 420 талантах, или примерно о 16 тоннах; одна из двух цифр - ошибочна. Переписчик мог перепутать две схожие в написании еврейские буквы, означавшие 450 и 420.)


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта