Толкование Библии, 2 Паралипоменон 11 глава
Ветхий Завет
Новый Завет2 Книга Паралипоменон
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
2. РОВОАМ СТРОИТ УКРЕПЛЕНИЯ; СЕМЬЯ РОВОАМА (ГЛ. 11)
2-Пар. 11:1-12. По возвращении в Иерусалим… Ровоам собрал, однако, внушительное войско: сто восемьдесят тысяч отборных воинов (колено Вениаминово сделалось как бы частью Иуды, составив с ним неразрывное политическое единство), чтобы вернуть под свое управление мятежные племена. Но эти планы были сорваны выступлением пророка Самея (сравните 12:5,15), к которому было слово Господне: разрыв между Израилем и Иудой угоден Богу. Ровоам, тем не менее, укрепил (обратив их в своего рода крепости, города для запасов и арсеналы; стихи 11-12) пятнадцать городов на территории Иуды и Вениамина. Они образовали что-то вроде "круговой обороны" вокруг Иудеи (стихи 5-12); прилагаемую схему "Пятнадцать иудейских городов, укрепленных Ровоамом".
2-Пар. 11:13-17. Между тем, Иеровоам стал утверждать на подвластной ему территории лжекульты (о чем подробно рассказывается в 3-Цар. 12:25 - 14:16), и священство, желавшее хранить в чистоте веру в Иегову, от служения отставил. И тогда священники и левиты, верные Господу, стали стекаться в Иудею и в Иерусалим.
Иеровоам же, вместо них, стал назначать жрецов из всех колен к высотам, и к козлам, и к тельцам, которых он сделал. (О культе тельцов в 3-Цар. 12:25 - 14:16. Еврейское слово се-ирим, переведенное здесь буквально, как "козлов", в этом контексте правильнее понимать в значении "идолов, олицетворявших злых духов", так как "культ козлов" не был известен в древнем Израиле.)
За упомянутыми священниками и левитами, переходившими к Ровоаму, последовали и многие рядовые граждане из всех колен Израилевых, которые хранили верность Господу, Богу отцов своих. По меньшей мере, три года продолжалось это переселение в Иудейское царство, которое крепло все это время, потому что царь и его подданные ходили путем Давида и Соломона в сии три года.
2-Пар. 11:18-23. Неизменно следуя своей цели - подчеркивать величие и значение династии Давида, летописец выявляет в биографии первой жены Ровоама - Махалифы то обстоятельство, что она с двух сторон была связана с Давидом родственными узами, приходясь ему внучкой по сыну его Иеримофу и одновременно внучатой племянницей, так как мать ее Авихаиль приходилась Давиду племянницей (по брату его Елиаву).
Возникает известная проблема с Маахой, второй и любимой женой Ровоама, которая в 2-Пар. 13:2 названа Михаией (там же она названа дочерью Уриила, тогда как здесь (11:20) - дочерью Авессалома). Исходя из того, что в Ветхом Завете "сыновьями" и "дочерьми" нередко назывались потомки более отдаленные, наилучшее объяснение видится в том, что Мааха была внучкой Авессалома, дочь которого Фамарь (2-Цар. 14:27) родила ее в замужестве с Уришом из Гивы (13:2).
Мааха же родила Ровоаму, помимо других сыновей (11:9), Авию, которого отец вознамерился воцарить после себя (11:22; сравните 13:1). Сказано, что всего у Ровоама было восемнадцать жен и шестьдесят наложниц, от которых он имел 88 детей (стих 21).
Поставив Авию… главою… над братьями его, числом двадцать восемь… Ровоам, однако, постарался не обидеть и этих своих сыновей, дав им должности в "укрепленных городах", а также хорошее содержанке и многочисленных жен (стих 23).