Толкование Библии, 2 Паралипоменон 15 глава
Ветхий Завет
Новый Завет2 Книга Паралипоменон
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
2. РЕФОРМЫ АСЫ (глава 15)
2-Пар. 15:1-7. Азария был у Асы одним из командиров (начальником сотни; 23:1). Видимо, вскоре после победы иудеев над египетским фараоном на него сошел Дух Божий, и под действием Его Азария обратился к царю и народу. Его речь - это увещание хранить верность Иегове и предостережение не оставлять Его, ибо в противном случае беды постигнут Израиль (читай "Иуду"), как они постигали его в прошлом, когда оставался народ без Бога истинного… и без закона (т. е. без благословений Иеговы, лишавшего их Своего присутствия, и закона, который они переставали правильно понимать и которому переставали подчиняться).
Здесь заметное противоречие между русским текстом, где в стихах 3-6 употреблено будущее время, и английским (где время прошедшее; Азария как бы ссылается на происходившее в прошлом); вероятно, это объясняется каким-то дефектом в еврейском тексте. Но так или иначе, смысл слов Азарии именно в увещевании и предостережении. Фраза "В те времена" (стих 5) в его пророчестве в принципе действительна как для прошедших, так и для будущих времен: войны, вражда, разброд постигали и будут постигать народ (народы) в случае отступления их от Господа.
Возмездие в стихе 7 может пониматься и в значении "награды". Верно опять-таки и то и другое. Иудеям не следовало слабеть и падать духом, помня о том, что и возмездие и награду они получают за дела свои.
2-Пар. 15:8-15. На пророчество Азарии Аса откликнулся еще более решительным уничтожением атрибутов языческого служения по всей стране (сравните 14:3-5); кроме того, он обновил большой медный жертвенник, который, очевидно, имел какие-то повреждения. Затем Аса собрал в Иерусалим весь народ, включая "перебежчиков" от Ефрема и Манассии и Симеона (было это в третий месяц, т. е. в мае-июне, в пятнадцатый год царствования Асы, т. е. в 896 г. до Р. Х.). (Полагают, что симеониты, которые не ассимилировались в племени Иуды, мигрировали на север.) Царь собрал своих подданных для обновления завета верности Господу, заключенного с Ним еще Моисеем (стих 12). По этому случаю в жертву было принесено множество скота, вероятно, из добычи, взятой в Гераре и окрестных городах (14:15). При обновлении завета Асой подтверждено было обязательство предавать смертной казни всех отступников от Господа (Втор. 13:6-9).
2-Пар. 15:16-19. Об искренности реформаторского рвения Асы, пожалуй, более всего свидетельствует лишение им звания "царицы-матери" (евр. гебира) Маахи. Это звание она могла носить, и будучи бабушкой царя (11:20 и 13:2, а также комментарии на эти стихи); но, может быть, названная тут именем Маахи действительно была царю матерью. Так или иначе, эта гебира поклонялась Астарте, чье изображение сделала для священной рощи (дубравы) этой языческой богини. О том, как поступил Аса с истуканом Астарты, читаем в стихе 16.
Относительно высот, которые Асой не были уничтожены полностью (сравните 2-Пар. 14:3 и 2-Пар. 15:17), комментарии на 3-Цар. 15:14-15.
Сильно пополнил Аса и казну храма, вероятно, возместив унесенное из него фараоном Шишаком в правление деда Асы (12:9). Сказано о длительном мире, которым Бог благословил царствование Асы (35-ый год его правления приходился на 876 год до Р. Х.; в этой связи толкование на 16:1).