Толкование Библии, 2 Паралипоменон 32 глава
Ветхий Завет
Новый Завет2 Книга Паралипоменон
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
4. ВТОРЖЕНИЕ СЕННАХИРИМА (32:1-23)
2-Пар. 32:1-8. Вскоре после начала своего единовластного правления Езекия порвал вассальный договор, заключенный его отцом с ассирийцами (4-Цар. 16:7) и "отложился" (как сказано в 4-Цар. 18:7) от царя ассирийского (по всей вероятности, Саргона, который правил в 722-705 гг. до Р. Х.), перестав платить ему дань. (По-видимому, в это время ассирийцы заняты были подавлением мятежа в вавилонских провинциях, и сразу "наказать" Езекию не сумели.) Однако преемник Саргона на ассирийском троне - Сеннахирим (705-681 гг. до Р. Х.) решил вернуть себе покорность Иудеи, и с этой целью начал против нее военную кампанию; было это в 701 г. до Р. Х., т. е. на 14-ом году правления Езекии (4-Цар. 18:13). Поначалу Сеннахирим осадил несколько иудейских крепостей, а затем повернул на Иерусалим (32:1-2).
В надежде помешать ассирийцам захватить его столицу Езекия и его сановники прибегли к распространенному в те дни стратегическому приему: принято было решение засыпать источники воды, которые вне города (чтобы лишить врагов доступа к питьевым запасам). Поток, упоминаемый в стихе 4, это, по-видимому, Геон (сравните стих 30), или Тихон.
По приказу Езекии были восстановлены все разрушенные участки городской стены; началось и сооружение другой, внешней, стены (закончилось ее строительство уже при Манассии; 2-Пар. 33:14). В старой части Иерусалима (городе Давидовом) Езекия укрепил Милло (насыпной холм под городскими стенами; 3-Цар. 9:15,24). И наготовил он множество оружия и щитов. Все это делалось им для усиления оборонительной мощи Иудеи, однако, как царь благочестивый, Езекия в гораздо большей мере, чем на нее уповал на помощь Господа и к этому же призывал народ, в таком именно духе говоря к сердцу его.
С нами Господь… чтобы помогать нам, ободрял Езекия народ и военачальников, и это более, нежели имеет армия ассирийцев при всей ее мощи! (об ассирийцах в комментариях на книгу Наума.) Заметим, что летописец опустил тот факт, что поначалу Езекия предпринял попытку откупиться от ассирийцев, о чем говорится в 4-Цар. 18:14-16.
2-Пар. 32:9-15. Прежде чем явиться под стены Иерусалима лично, Сеннахирим… послал туда из Лахиса (крупного города, находившегося примерно в 50 км на юго-запад от Иерусалима), где в то время стоял, своих послов - с предложением Езекии о сдаче (стихи 10-15). Хвастливая речь ассирийского царя в передаче его рабов сводилась к одной мысли: ни одному из богов ближних и дальних народов не удалось защитить их от Сеннахирима. (Некоторые из этих народов и городов перечислены в 4-Цар. 19:12-13.) Так на что же рассчитывают теперь иудеи?
Сеннахирим действительно не понимал этого, полагая, что Господь - лишь один из местных богов, к тому же "обиженный" Езекией, который приказал разрушить высоты Его и жертвенники, обязав своих подданных к поклонению пред жертвенником единым. (Ассирийцы исповедовали многобожие и, соответственно, поклонялись "и здесь и там".)
2-Пар. 32:16-23. И продолжали хвастливо и дерзко говорить посланцы Сеннахирима и громогласно зачитывали они письма своего царя, в которых тот оскорблял Господа, Бога Израилева, приравнивая Его к бессильным местным божествам других народов. Примечательно, что говорили ассирийские послы по-иудейски, чтобы их понимал народ, скопившийся на стене (сравните 4-Цар. 18:26-28), в надежде напугать его (стихи 16-19). И тогда возопили к небу… царь Езекия и Исяия… пророк, умоляя Господа о помощи.
И через пророка Своего Бог дал царю утешительный ответ (4-Цар. 19:20-34), а вслед за тем послал… Ангела, который истребил значительную часть ассирийских полчищ и вынудил Сеннахирима к постыдному бегству (стихи 20-21а). Автор 4-Царств уточняет, что "в ту ночь" было уничтожено 185 тысяч ассирийцев (4-Цар. 19:35).
Немалое время спустя (хотя в повествовании летописца события как бы следуют друг за другом) ассирийский царь был убит своими же сыновьями (названными поименно в 4-Цар. 19:37), когда он находился в капище бога своего Нисхора (сравните Ис. 37:38), в Ниневии. Согласно ассирийским клинописям, это убийство произошло в 681 г. до Р. Х., т. е. 20 лет спустя после попытки ассирийцев взять Иерусалим (701 год).
В результате чудесного спасения иудейского царя и его столицы от руки Сеннахирима и последующих событий, которые свидетельствовали о том, что Господь оберегал народ Свой отовсюду, высоко поднялся в глазах окрестных народов авторитет Господа и угодного ему царя - Езекии, и со всех сторон стекались дары… в Иерусалим (стихи 22-23).
5. БОЛЕЗНЬ И ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ ЕЗЕКИИ; ЕГО ПРОЦВЕТАНИЕ (32:24-33)
2-Пар. 32:24-30. История заболевания Езекии и его чудесного выздоровления (в соответствии с данным знамением; 4-Цар. 20:11), и продления жизни его рассказана летописцем очень лаконично (сравните 2-Пар. 32:24 с 4-Цар. 20:1-11 и Ис. 38:1-8), может быть, потому, что его намерением было обратить внимание читателя не на благочестие этого царя, а на то, что возгордилось сердце его (стихи 25-26). Возгордилось потому, вероятно, что многого достиг и многое совершил царь Езекия (и это перечислено автором в стихах 27-31).
Он строил складские помещения, и стойла, и города. Он даже изменил направление течения р. Геона (или Гиона), источника водоснабжения Иерусалима (отведя его от восточной стороны города к западной); целью этого было провести воду внутрь города, устроив в нем водохранилище, столь необходимое на случай вражеской осады.
Для этого по указанию Езекии был пробит (сквозь скалу) подземный туннель, или канал, получивший название Силоамского, так как вел от истоков реки Геон к Силоамскому пруду внутри города. Подсчитано, что для этого пробивавшим скальную породу рабам пришлось идти навстречу друг другу на участке протяженностью около 700 метров. (сравните с мероприятием Езекии по перекрытию подземных источников вне города (32:3-4); и то и другое мероприятия имели оборонное, стратегическое значение.)
2-Пар. 32:31-33. И вот случилось, что Езекия в гордыне своей поступил весьма неразумно, когда дал увидеть все богатства храма и собственного дворца послам вавилонского царя Леродах Баладана (4-Цар. 20:12-19 и комментарии на эти стихи, а также Ис. 39). (О знамении, упоминаемом в стихе 31, в 4-Цар. 20:11.) В этой связи летописец лишь сообщает, не вдаваясь в подробности, что Бог попустил произойти этому, желая испытать Езекию и открыть все, что у него на сердце. Другими словами. Бог дал Езекии самому убедиться, к чему ведет гордыня.
После смерти Езекию с почестями похоронили среди его царственных предков (над гробницами сыновей Давидовых; фраза свидетельствует о том, что погребальные ниши в этих гробницах располагались в несколько ярусов, и Езекия погребен был в верхнем ярусе).
Летописец сообщает, что более подробно жизнь и царствование Езекии были записаны пророком Исаией (Ис. 36-39), а также в книге царей Иудейских и Изриальских.