Толкование Библии, 2 Паралипоменон 20 глава
Ветхий Завет
Новый Завет2 Книга Паралипоменон
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
4. ИОСАФАТ НАНОСИТ ПОРАЖЕНИЕ СОЮЗНЫМ ВОЙСКАМ, ВЫСТУПИВШИМ ПРОТИВ НЕГО (20:1-30)
2-Пар. 20:1-2. Вскоре после драматических событий у Рамофа Галаадского (глава 18) в поход против Иосафата выступили объединенные силы моавитян, аммонитян и меунитян (сравните 2-Пар. 26:7); "меунитянами" называли жителей Маона (сравните 1-Цар. 23:25; 25:2), находившегося в южной части надела, отведенного Навином колену Иудину (Иис. Н. 15:55); они были язычниками (потомками первых обитателей этой земли) и воспользовались возможностью выступить против покоривших их иудеев).
Участвовали в этой коалиции и идумеи, т. е. жители Сеира (20:10). Сказано, что союзники выступили от Сирии (имеются в виду территории, лежавшие на восточной стороне Мертвого моря; там и обитали Моавитяне и Аммонитяне); видимо, при переписке текста, в результате перестановки буквально возникла "Сирия", тогда как речь, по всей вероятности, идет о Сеире (Едоме), чем и объясняется присоединение к коалиции идумеев.
Царь Иосафат узнал о том, что полчища врагов движутся на Иерусалим, когда они уже были в Хацацри-Фамаре, то есть в Енгедди (на западном берегу Мертвого моря).
2-Пар. 20:3-12. В страхе Иосафат обратился за помощью к Господу и в знак сокрушения иудеев и искренности их упования на Иегову объявил всенародный пост Под новым двором, вероятно, подразумевался "внешний" (нижний) двор (Иез. 10:5), может быть, подновленный после Соломона. (Существовал и "внутренний", священнический, двор; 3-Цар. 6:36 и 2-Пар. 4:9).
Молитва Иосафата напоминает молитву Соломона при освящении храма (сравните 2-Пар. 6); царь воздает славу Иегове, против Которого никто не устоит (стих 6), и напоминает Ему о даровании Им этой земли им, потомкам друга Его Авраама (стих 7 сравните с Быт. 15:18-21), и о том, что они возвели в этой земле храм имени Его (стих 8). И вот теперь, в отчаянной своей нужде, стоя перед этим храмом, они взывают к Господу в твердой уверенности, что Он, Который заботится о них, слышит их.
Иосафат напоминает Богу, что враги, наступающие теперь на Израиль, были когда-то пощажены евреями, вышедшими из Египта, потому что Бог повелел им обойти земли этих народов стороной (стих 10; Втор. 2:4-8).
Все свое упование возлагает царь на Иегову: Боже наш! мы не знаем, что делать… Ты отдал нам эту землю, и теперь Ты суди их (стихи 11-12).
2-Пар. 20:13-19. После произнесения Иосафатом этой проникновенной молитвы Дух Господень… сошел… среди собрания на левита по имени Иозиил. И он возвестил народу утешительную весть, дважды повторив: не бойтесь и не ужасайтесь (стихи 15,17). Предстоящая битва, сказал он, будет не ваша… а Божия. Это напоминает слова Давида, сказанные им Голиафу перед началом их поединка (1-Цар. 17:47).
Вот, завтра, говорил Иозиил, враги иудеев поднимутся по горному ущелью Циц, и воины Иосафата встретят их в конце долины, пред пустынею Иеруилом (предполагают, что это была та часть Иудейской пустыни, которая простиралась на юго-восток от Иерусалима). Но иудеям останется только наблюдать, что произойдет далее, ибо сражаться с их врагами станет Сам Господь. И пали… все Иудеи… пред Господом. И громкую хвалу вознесли Ему левиты (стихи 18-19).
2-Пар. 20:20-26. На следующий день царь и назначенные им певцы Господу пошли впереди вооруженных к месту, где предстояло разразиться сражению, к пустыне Фекойской (известно, что Фекоя, родной город пророка Амоса (Ам. 1:1), находился примерно в 20 км. на юг от Иерусалима). Певцы непрестанно славословили Господа и побуждали к этому воинов.
И вот исполнилось пророчество Иозиила, ибо Господь возбудил дух вражды в стане противников Иудеи, и они бросились уничтожать друг друга. И учинили такое великое побоище, что не осталось ни одного уцелевшего, пишет летописец, а Иосафату и его народу досталось столько имущества, что они на протяжении трех дней уносили добычу.
А в четвертый день собрались они в долине, где Иегова поразил их врагов, и там благословляли Господа и возносили Ему благодарения, так что до дней летописца называли то место долиною благословения.
2-Пар. 20:27-30. А затем воины во главе с Иосафатом вернулись в Иерусалим, чтобы в радости и веселии, играя на музыкальных инструментах, воздать хвалу Господу перед храмом (стих 28).
Происшедшее "на возвышенности Циц" настолько очевидно свидетельствовало о том, что Бог выступает на стороне Своего народа, что окрестные племена, когда… услышали об этом, прониклись страхом перед Ним (стих 29). С тех пор Иосафат царствовал в мире.
5. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ИОСАФАТА (20:31-37)
2-Пар. 20:31-33. Летопись царствования Иосафата автор заканчивает упоминанием о том, что, приняв царство в 35 лет, он правил двадцать пять лет; здесь же приведено имя матери Иосафата: Азува. В целом этот царь получает одобрительную характеристику у летописца, как и большая часть правления его: он… ходил… путем отца своего Асы… делая угодное в очах Господних. Автор, однако, оговаривается, что при Иосафате все еще оставались высоты и твердо… народ еще не обратил… сердца своего к Богу отцов своих.
В 2-Пар. 17:6 мы читаем об "отмене" Иосафатом высот. Вероятно, часть их была восстановлена иудеями, да так и осталась.
2-Пар. 20:34-37. Автор ссылается на то, что больше подробностей о царствовании Иосафата можно найти в записях Ииуя (пророка; сравните 19:2), внесенных в книгу царей Израилевых (толкование на 33:18; 3-Цар. 14:19, а также комментарии в разделе "Авторство" во Вступлении к 1 Паралипоменон). Затем летописец добавляет короткое сообщение о совместном злосчастном предприятии Иосафата и нечестивого израильского царя Охозии, сына Ахава (сравните 3-Цар. 22:48-49 и комментарии на эти стихи); два царя попытались построить торговый флот в Ециоп-Гавере (толкование на 2-Пар. 8:17), чтобы ходить в Фарсис (толкование на 2-Пар. 9:21).
Но волей Господа попытка эта успеха не имела - по причине неугодного Иегове общения Иосафата… с нечестивым Охозиею (глава 19). О том, что причина гибели их кораблей (стих 37) состояла именно в этом, Иосафат узнал от пророка Елиезера… из Мареши (где, напомним, благочестивый иудейский царь Аса нанес поражение египетскому фараону; 14:9-15 и комментарии на эти стихи).