Толкование Библии, 2 Паралипоменон 18 глава
Ветхий Завет
Новый Завет2 Книга Паралипоменон
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
2. СОЮЗ ИОСАФАТА С АХАВОМ (18:1 - 19:3)
2-Пар. 18:1-3а. Чем сильнее становился Иосафат, тем привлекательнее делался он для Ахава, царя израильского, который и боялся своего собрата и желал обрести в нем союзника.
Ахав был вторым царем в израильской династии Амврия, особо выделяющейся в истории Северного царства. К власти он пришел примерно в то же время, что и Иосафат (Ахав правил с 874 по 853 гг. до Р. Х.); эти цари связали себя союзническими узами посредством династического брака, заключенного между их детьми (стих 1): сын Иосафата Иорам женился на Гофолии, дочери Ахава и Иезавели (21:6; 22:26).
К концу жизни Ахава резко обострилась его вражда с сирийцами в Трансиордании (3-Цар. 22:1-4). Мы читаем о том, что Иосафат отправился в Самарию, столицу Израиля, к родственнику своему Ахаву; тот устроил по этому случаю грандиозное пиршество, а потом стал просить Иосафата присоединиться к нему в походе на Рамоф Галаадский, где он собирался сразиться с сирийцами.
2-Пар. 18:3б-7. сравните с параллельным текстом в 3-Цар. 22:4-8 и комментариями к нему. Иосафат согласился идти на войну вместе с Ахавом - при условии, однако, что этот поход будет одобрен Господом. И тогда Ахав призвал четыреста лжепророков и таких пророков, "услуги" которых хорошо оплачивались (возможно, среди них были и жрецы Астарты; сравните с 3-Цар. 18:19б), которые благословили, якобы свыше, планы двух царей.
Но Иосафат с подозрением отнесся к их заверениям в благополучном исходе войны и захотел выслушать пророка Господня. В распоряжении царя израильского оказался лишь один такой - Михей, сын Иемвлая, которого царь, однако, не жаловал, сознавая, что тот не пойдет на сделку с совестью ради того, чтобы угодить ему (сравните 18:17).
2-Пар. 18:8-11. Пока ходили за Михеем, 400 пророков старались во всю, предвещая Ахаву успех, а один из пророков, Седекия… сделал себе… железные рога - символ будущей победы царей.
2-Пар. 18:12-17. Параллельный текст к этим стихам находим в 3-Цар. 22:14-18, а к стихам 18-27 - в 3-Цар. 22:19-28. сравните соответствующие комментарии.
Итак, появился Михей, которого посланный за ним уговаривал предречь Ахаву и Иосафату доброе - в согласии с другими пророками. Дело здесь не только в том, что древние цари "покупали" себе у пророков заведомо ложные утешения, но - в языческом подходе к пророчествам и пророкам, которым приписывали способность заставить божество поступить так, как хочет тот или иной земной владыка.
Поначалу Михей тоже изрек пророчество, которое хотелось бы услышать Ахаву, но царь, сознавая в глубине души, что Господь - не тот "бог", который может "подчиниться" пророку, стал настаивать на том; чтобы Михей сказал ему истину. И тогда Михей предсказал ему поражение Израиля, сравнив армию его с овцами, оставшимися без пастыря (Ахава); стих 16.
2-Пар. 18:18-27. Михей рассказывает о своем видении, в котором Бог поручает духу зла войти в уста пророков Ахава, чтобы они соблазнили его ложью (стихи 18-22). Взбешенный словами Михея, лжепророк Седекия дал ему пощечину, а тот, в ответ, предрек беду и на его голову в день поражения Израиля (стихи 23-24).
Одержимый духом противоречия и упорства, царь Израильский решил все-таки поступить вопреки предостережению Михея и повелел посадить пророка Господня в темницу, под ответственность градоначальника Самарии Амона и некоего Иоаса ("сын царя", очевидно, был титулом этого сановника; Иоас не был сыном Ахава).
Последними словами Михея, обращенными к царю, было повторение ему предупреждения, что с войны он не вернется (стих 27).
Видение Михея может навести на мысль о том, что Бог выступает здесь инициатором обмана (стихи 18-21). Но это было бы неверным впечатлением. Ведь посредством Своего пророка Он предупреждает израильского царя, что сомнительные пророки, состоящие у того на службе, лгут ему; царь, однако, по своей воле не считается с этим предупреждением. Так что здесь мы имеем одни из многих примеров того, как Бог, ненавидящий зло, порой попускает ему действовать, но - ради осуществления Своих высших целей (сравните 1-Цар. 16:14; Иов. 1:12; 2:5-6; 2-Кор. 12:7).
2-Пар. 18:28 - 19:3. Параллельный текст к последним стихам главы 18 имеем в 3-Цар. 22:29-35 (сравните комментарии на них).
Перед тем, как вступить в сражение с сирийцами, царь Ахав переоделся (сняв с себя царские одежды), и объектом яростного преследования врагов по ошибке сделался царь Иосафат. Обращает на себя внимание, что к фразе Иосафат закричал, которую находим и в 3-Царств, летописец добавляет слова, позволяющие понять, что это был не просто крик испуга, а молитвенный вопль к Господу, Который и помог ему, отвел… от него преследователей.
Ахав, между тем, был смертельно ранен в битве как будто бы случайно пущенной стрелой и к исходу дня скончался (стихи 33-34). Иосафат же, спасенный милостью Божией, возвратился в Иерусалим… в мире. По дороге, однако, встретил его пророк Ииуй, сын Анании (об Ананий и Асе в 16:7), который упрекнул его (и тем как бы предостерег) за союз с нечестивцем Ахавом (19:1-2). Но и добрые слова нашлись для него у прозорливца (19:3).