Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.

Толкование Библии, 2 Паралипоменон 21 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36

Д. Иорам (глава 21)

2-Пар. 21:1-3. Иосафату (заметим, что в стихе 2 он назван "царем Израилевым" в значении "еврейского царя") наследовал Порам, первенец его. Во владение остальным шести сыновьям своим Иосафат отдал укрепленные города на территории Иудеи и щедро одарил их серебром, и золотом, и драгоценностями.

2-Пар. 21:4-7. Однако, утвердившись на престоле, Иорам… умертвил всех братьев своих (практика, бытовавшая среди царей Востока, - сравните 4-Цар. 11:1 - не только в глубокой древности). И… некоторых из князей Израилевых предал Иорам смерти, возможно, исполняя волю царствующего дома Израиля, с которым породнился, вступив в брак с Гофолией, дочерью Ахава (стих 6). Но и сам он умер в жестоких мучениях, потому что Господь поразил его какой-то неизлечимой болезнью (стих 18). Царствовал Иорам всего восемь лет (848-841 гг. до Р. Х.).

Господь не желал, однако, разрушения дома Давидова и, несмотря на появление в нем таких нечестивых царей, как Иорам, хранил светильник, обещанный Им Давиду в сыновьях его (2-Цар. 21:17; 3-Цар. 11:36; 15:4; 4-Цар. 8:19), потому что оставался верным Своему завету с Давидом (1-Пар. 17:4-14).

2-Пар. 21:8-11. Со времен Давида и Соломона в вассальной зависимости от Израиля и Иуды находился целый ряд сопредельных стран и народов, включая Едом. Известно о восстании Моава против Иорама израильского - в последние годы правления иудейского царя Иосафата (у летописца об этом не записано). Два царя предприняли тогда безуспешную, по-видимому, попытку вернуть Моав в зависимое от евреев положение (4-Цар. 3). А теперь вот Едом… вышел из-под власти Иуды, и Иоараму, царю иудейскому, не удалось вновь подчинить его себе (стихи 8-10а). Восстала и Ливна (стих 10 б), древний ханаанский город, и тоже отложилась от Иудеи.

Все это, пишет автор, происходило с Иорамом потому, что он оставил Господа (стих 10) и не только не препятствовал идолопоклонству иудеев, но и сам вводил их в этот грех (стих 11).

2-Пар. 21:12-15. Описание нечестивых деяний Иорама завершается сообщением об осуждении его Илией пророком, от которого пришло к нему письмо. В нем Илия предвещал Иораму кары Господни за его отступление с путей благочестивых отцов его - Иосафата и Асы, царей иудейских, и за то, что пошел он путем царей Израильских (стихи 12-13), а также за совершенное Иорамом братоубийство (стих 4). За все это поражением великим…

Господь поразит и народ Иудеи, и дом царский и самого Иорама, который умрет от ужасной болезни, говорилось в письме Илии. Оно привлекает особое внимание уже тем, что было единственным (упоминаемым в Священном Писании) письменным обращением великого пророка; в достоверности его многие богословы, однако, сомневаются на том основании, что Илия был взят на небо до того, как Иорам вступил на царство.

В этой связи высказывалось множество предположений, включавших и то, что письмо было написано Илией заранее, и то, что Иорам прочел его в посланном ему видении, и то, что в оригинале автором письма назван Елисей, а не Илия; но все эти предположения более или менее шатки. Остается допустить, что в самом начале царствования Иорама пророк Илия все еще жил на земле (ведь точная дата его вознесения - не известна), тем более если отсчитывать начало этого царствования не от смерти отца Иорама - Иосафата (848 г. до Р. Х.), а от 853 года (пять лет Иорам был соправителем Иосафата).

Вопросы и в этом случае, однако, остаются, в особенности вопрос о братоубийстве, которое совершить при жизни отца Иорам не мог; Илия, между тем, обвиняет Иорама и в этом. Возможно, Илия был все-таки взят с земли в 848 году или чуть позже. Во всяком случае, пророчество, высказанное в его таинственном письме, исполнилось в точности (стихи 16-20).

2-Пар. 21:16-20. По прошествии недолгого времени Иудею наводнили полчища Филистимлян и Аравитян (под обитавшими по соседству с ними "ефиоплянами", или кушитами, подразумеваются не африканцы, жители Эфиопии, а носившие такое же название южно-аравийские племена). Опустошив землю, по которой проходили, они закончили разграблением царского дворца; жены (возможно, за исключением Гофолии) и сыновья Иорама, кроме младшего, Охозии, были ими уведены.

А после этого Иорама поразила та страшная болезнь (стихи 18-19), о которой писал ему Илия. Крайне трудно определить ее в современных медицинских терминах; высказывались, однако, предположения о хронической дизентерии и общем перитоните с прободением кишок, когда они действительно выходят наружу (в стихе 19 о "выпадении внутренностей", у Иорама).

Даже и посмертные почести не были возданы нечестивому Иораму, умершему в жестоких страданиях (для него не были сожжены благовония, как это делалось для прочих царей; стих 19; сравните с 16:4). И отошел неоплаканный этот царь, навлекший столько несчастий на страну, и похоронили его, хоть и в Иерусалиме, но не в царских гробницах (стих 20; сравните 24:25; 26:23; 28:27).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии

Новый Завет:

Ветхий Завет:

Читать Библию:

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки
на страницы сайта

Понравился сайт?