Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес !
otveti.org»Толкование Библии»2-я Книга Паралипоменон»28 глава

Толкование Библии, 2 Паралипоменон 28 глава

М. Ахаз (глава 28)

2-Пар. 28:1-4. Четыре года царствовал… Ахаз вместе со своим отцом Иоафамом (толкование на 27:1). И еще шестнадцать лет - единовластно (731-715 гг. до Р. Х.). Он не поступал так, как предок его Давид; Ахаз был нечестивым царем - таким же, как цари Северного, Израильского, царства. Судя по употреблению имени Ваала во множественном числе, Ахаз отлил статуи разных языческих божеств, по всей видимости, и Астарты. Он поклонялся идолам в долине… Еннома, или Гиннома, и даже приносил им человеческие жертвы, "проводя через огонь" и собственных сыновей. Поклонение и жертвоприношения на высотах… и под всякярй ветвистым деревом приняли при нем особый размах. (О грехах Ахаза и в комментариях на 28:19,22-25.)

Чаще всего человеческие жертвы приносились аммонитянами богу Молоху; Моисеевым законом эта практика была категорически осуждена (Лев. 18:2!; 2С:2-5; Втор. 12:31). Главным местом принесения в жертву людей была упомянутая долина Гинном, простиравшаяся на юг и на запад от Иерусалима; позднее это место получило название "геенны" (из евр. ге - "долина" и собственного имени этой долины - в евр. транскрипции Хин-ком). Там постоянно горел огонь - как ритуальный (для принесения жертв), так и "обычный" - для более полного сжигания останков и разного мусора. С какого-то времени словом "геенна" стали называть ад (толкование на Матф. 5:22).

2-Пар. 28:5-8. Откровенно греховное поведение Ахаза было наказано Богом, предавшим его в руки сирийского царя Репина (4-Цар. 16:5), который вошел в Иудею и взял там множество пленных. Это было третье поражение, нанесенное сирийцами иудеям (22:5; 24:23). Пострадал Ахаз и от израильского царя Факея, который в один день уничтожил сто двадцать тысяч… Иудеев. В тот день погибли и некоторые члены семьи Ахаза и его ближайшие сановники. И пленных взяли израильтяне у братьев своих огромное число: двести тысяч человек, которых, вместе с награбленной добычей, отправили в Самарию.

2-Пар. 28:9-15. И все-таки, как следует из 4-Цар. 16:5, полностью Ахаз израильтянами разгромлен не был. На пути же тысяч пленных иудеев в Самарию вдруг появился пророк Господень, по имени Одед. Он вышел пред лицо израильского войска и стал убеждать военачальников, что попытка обратить в рабов такое количество братьев своих иудеев лишь усугубит гнев Господа против Израиля, у которого и без того немалая вина пред Богом его.

И вняли голосу пророка четверо из военачальников (из колена Ефремова), которые названы по именам в стихе 12, и приказали войску не вести пленных дальше. И отдал каждый из воинов своих пленных и свою добычу командирам, и те приказали одеть и накормить всех взятых в плен и отправить их в Иерихон, город в Иудее, откуда они могли бы добраться до дома.

Приводимые здесь громадные цифры убитых и взятых в плен могут вызвать недоумение; заметим, что в различных списках Септуагинты приводятся и другие цифры, к примеру, в одном из них говорится о 20 тысячах пленных, и это представляется более правдоподобным.

2-Пар. 28:16-18. Не удовлетворенный добрым жестом израильтян, царь Ахаз вступил в переговоры с царем ассирийским Тиглатпалассаром III (745-727 гг. до Р. Х.), ища у него помощи и поддержки. (В большинстве древних еврейских манускриптов и в русской Библии, в отличие от Септуагинты, стоит "послал… к царям" Ассирийским; имеется, однако, в виду именно Тиглатпалассар III.) Живший в дни Ахаза пророк Исаия пытался отговорить царя от этого союза (Ис. 7:4-9), но безуспешно.

Ахаз полагал, что нуждается в нем, видя, что враги одолевают его со всех сторон: Иудею разоряли Идумеяне, совершавшие набеги на нее с востока (толкование на 2-Пар. 26:2), и Филистимляне, наступавшие с запада и с юга, захватывали города ее один за другим. К тому же сохранялась угроза и со стороны Сирии и Израиля, о чем упомянуто в 4-Цар. 16:5-9 и в Ис. 7:1-17.

2-Пар. 28:19-27. Но не в помощь, а в тягость оказался Тиглатпалассар для Ахаза, ибо, несмотря на щедрую взятку, которую он дал ассирийцу (сокровища из храма, дворца и полученные в результате поборов с частных лиц), тот не принес ему блага.

Автор книг Царств пишет, что по просьбе Ахаза Тиглатпалассар пошел на Дамаск, и пала под его ударами столица Сирии (4-Цар. 16:9). Вступил он и на территорию Северного царства и захватил у израильтян несколько городов (4-Цар. 15:29). Это, однако, не противоречит мысли летописца, который больше зла, чем в военных поражениях видел в духовном падении. А еще большему духовному падению Ахаза несомненно способствовало его сближение с ассирийцами. Это видно хотя бы из того, как легко склонялся этот царь к поклонению чужим богам.

Так, он пытался "задобрить" сирийских богов, полагая, что это они, в лице сирийцев, одержали над ним победу. И в тесное для себя время он искал их помощи, продолжая беззаконно поступать пред Господом. Следуя своей логике, он, видя, что ассирийцы нанесли теперь поражение сирийцам, должен был обратиться к ассирийским богам. Так или иначе, от Господа Ахаз отвернулся и своими руками опустошил храм Его и даже запер двери храма, устроив себе многочисленные жертвенники и высоты, как в Иерусалиме, так и по всем городам Иудиным.

И повсюду поклонялись Ахаз и народ богам иным, раздражая Господа, Бога отцов своих (стихи 24-25; сравните стихи 2-4). Как последний аккорд в жизнеописании нечестивого царя звучат слова летописца о том, что по смерти своей Ахаз был похоронен, хоть и в Иерусалиме, но не в гробницах царей Израилевых (стих 27). Обращает на себя внимание настойчивое повторение летописцем той мысли, что все бедствия Иуды при царе Ахазе были результатом Божиего суда над этим царем и над народом Иудеи, еще более при нем развратившемся (28:9,19,256).


Читать Библию

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки на страницы сайта