Ответы на главные вопросы в жизни из Библии.

Толкование Книги Пророка Иеремии 21 глава.

Главы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

ЧЕТЫРЕ КОНКРЕТНЫЕ ПРОРОЧЕСТВА ИЕРЕМИИ О СУДЕ (главы 21-25)

Выступление Пасхора против Иеремии (20:1-6) служит толчком к изменению характера пророчеств последнего: они делаются более конкретизированными. Тема греха, поразившего Иудею, и грядущего возмездия за него, но, наряду с этим, и тема надежды на избавление от суда - в случае покаяния иудеев - звучат в каждом из девяти пророчеств, уже рассмотренных нами.

Они звучат на фоне угроз в адрес самого пророка и все более сгущающейся вокруг него враждебности; оппозиция Иеремии и прежде была налицо, но физически она впервые проявляет себя в поступке Пасхора (20:2). После этого обличения со стороны пророка становятся более индивидуально направленными: теперь он говорит против конкретных людей и групп; тема надежды на раскаяние иудеев вытесняется в его речах возвещением неотвратимого суда над ними.

а. Обличение царей (21:1 - 23:8)

Итак, первую "группу", бичуемую Иеремией, составляют цари иудейские - те, которых Сам Господь назначил быть пастырями народа (23:1-2 сравните с 2:8; 10:21 и с Иез. 34:1-10). После обличения нечестивых царей, завершающегося в этом разделе в 23:1-2, вновь, однако, возникает в пророчестве Иеремии (ссылающегося на то, что "так говорит Господь") тема надежды, но основанием ее служит не возможность скорого покаяния иудеев, а явление праведного Царя, Который восстановит растлившуюся ныне Иудею (23:3-8).

Не исключено, что даже объединенное в книге в одну главу (в ту же главу 21) произносилось пророком частями, в разное время. Обращает на себя внимание и нарушение хронологического порядка в упоминании царей в этом разделе. (таблицу "Последние пять царей Иудеи"; 4-Цар. 24.) Первым здесь назван Седекия, который хронологически был последним из пяти (Иер. 21:1 - 22:9). Трое же, начиная с Саллума (он же - Иоахаз; 22:10-12), перечисляются "по порядку"; после Саллума говорится об Иоакиме (22:13-23), и последним назван Иехония (22:24-30), предшествовавший Седекии.

То-есть последовательно названы 2-ой, 3-ий и 4-ый цари из последних пяти. Упомянутое нарушение хронологического порядка пробуют объяснить двумя причинами. Первое. Возможно, царь Седекия "поставлен первым" ради его современника - сановника Пасхора (сына Молхиина), носившего то же имя, что дерзкий ненавистник пророка - Пасхор (сын Еммеров; 20:1). Таким образом создается своего рода тематическая преемственность в развитии: один Пасхор бьет и унижает пророка, а другой приходит к нему как царский посланник - за советом, с робкой надеждой на помощь свыше.

Иеремия хотел возмездия своему обидчику Пасхору, и он обретает его - в другом Пасхоре. Второе. Иеремия нарочито оставляет Иехонию "напоследок": его горестная судьба становится в его пророчестве кульминационной точкой в судах Божиих над нечестивыми царями Иудеи. По пресечении их линии Господь "восставит Отрасль праведную" (23:5).

1) Пророк отвечает царю Седекии (21:1 - 22:9).

Иер. 21:1-2. Полагают, что царь обратился к Иеремии, и пророк ответил ему в период между 588 и 586 годами до Р. Х. Упоминаемый здесь сановник Пасхор будет позднее, в числе других, добиваться у Седекии предания Иеремии смерти за то, что своими предсказаниями тот "подрывает дух" народа (38:1-4). Софония был преемником Иодая (29:25-26) на посту священника, следующим по рангу за первосвященником, каковым был Сераия; 52:24). После падения Иерусалима этот Софония будет казнен по приказанию Навуходоносора (52:24-27: в стихе 24 назван "Цефанией, вторым священником").

Итак, "высокая делегация" явилась к Иеремии, чтобы он "вопросил Господа, не сотворит ли Он чудо - не заставит ли Навуходоносора "отступить" от иудеев?" Седекия и его современники, вполне вероятно, вспомнили дни царя Езекии, когда Иерусалиму угрожали ассирийцы (4-Цар. 18:17 - 19:37; Ис. 36-37). Езекия тоже послал тогда своих главных советников - из числа политических и религиозных деятелей - к пророку Божиему (Исайе), прося его вмешательства (Ис. 37:2-4). Надо думать, Седекия надеялся, что и ему Бог ответит благоприятно, как в свое время ответил Езекии через Исаию (Ис. 37:5-7).

Иер. 21:3-7. Но ответ Иеремии прозвучал совсем в ином ключе: Господь не только не поможет царю, но и Сам станет воевать… в ярости и в… негодовании… против отпавших от Него иудеев (стих 5). Полчища халдеев Он впустит в Иерусалим ("соберет посреди города сего"; стих 4). Осаде же будут сопутствовать голод и эпидемия, которые поразят и людей и скот (стих 6). С теми же, которые осаду переживут, враги поступят без всякой жалости; что касается высших сановников, то большую часть их ждет смерть. Предсказание Иеремии осуществилось в 586 году, после падения Иерусалима. Царь Седекия был тогда ослеплен и в цепях уведен в Вавилон (39:5-7). А городскую знать увезли в Ривлу, где предали казни (52:24-27).

Иер. 21:8-10. В не оставляющем надежды пророчестве предлагается лишь один путь жизни: пусть народ - те, которые хотят душу сохранить (стих 9) - выйдет за стены города, как только начнется осада Иерусалима, и сдастся на милость победителей, ибо победителями будут халдеи! О реакции "начальников" на это "послание" Иеремии читаем в 38:1-4.

Иер. 21:11-14. На фоне безотрадного и неотвратимого вновь (стихи 11-12) звучат призывы пророка к царскому дому Иудеи отказаться от привычного ему зла и напоминание власть имущим, что именно оно вызовет излияние ярости Господней, неугасимой, как огонь, который пожрет все вокруг. Так будет наказано дерзкое неверие тех, кто полагают, что серьезная опасность им все-таки не грозит ("кто выступит против нас и кто войдет в жилища наши?" - стих 13) и продолжают упорствовать в своем неповиновении Господу.

Иерусалим, высившийся на своих холмах посреди долины (назван "жительницей" ее; стих 13), уподобляется скале на равнине. Для того, чтобы подступиться к иудейской столице, врагам надо было преодолеть окружающие ее горы, а, спустившись в долину, вновь подниматься на холмы… Все это представляло несомненные стратегические трудности, внушавшие иудеям надежду на безопасность.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии

Новый Завет:

Ветхий Завет:

Читать Библию:

Закладки:

Сюда вы можете добавлять закладки
на страницы сайта

Понравился сайт?